Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Материалы из опыта реализации инновационного проекта "Внедрение модели "Школа диалога", ориентированной на формирование продуктивного социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса"

Дата: 2 января в 16:31, Обновлено 4 января в 15:33

С 2015 по 2018 годы в учреждении педагогическим коллективом был реализован проект «Внедрение модели «Школа диалога», ориентированной на формирование продуктивного социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса». Деятельность педагогов была направлена на достижение цели – формирование продуктивного социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством внедрения модели «Школа диалога».

Актуальность инновационной деятельности заключается в том, что образованные, активные, самостоятельно мыслящие и действующие молодые люди, с выраженной субъектной позицией, способные к самоопределению, постоянному саморазвитию в динамично изменяющемся мире, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность – это те выпускники, на которых ориентирована современная система образования Республики Беларусь.  От  наличия грамотных специалистов, владеющих современными навыками, умеющих вести продуктивный диалог, зависит успешная работа любого учреждения, что  создает положительную динамику развития для любого района, Буда-Кошелёвский район не является исключением.

Для обеспечения инновационной деятельности в гимназии была разработана локальная нормативная база, которая определяла структуру, содержание и процессуальную деятельность участников инновационного проекта. Локальная нормативная база включала в себя положение о творческой группе, план работы творческой группы, программу психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта, положение о постояннодействующем психолого-педагогическом семинаре по проблемам инновации, план работы психолого-педагогического семинара, план работы данного семинара, разработан перечень тем педагогических исследований участников инновационной деятельности, разработаны индивидуальные планы работы педагогов, планы проведения классных и общешкольных родительских собраний. Также были разработаны должностные обязанности участников инновационной деятельности, которые обеспечивают осмысленное и ответственное участие в инновационной деятельности.

         В гимназии приветствуются и учитываются педагогические инициативы и создаются условия для их успешной реализации. Для презентации педагогического опыта обеспечено участие педагогов в тематических педагогических советах, совещаниях, семинарах,  встречах, конференциях для презентации своего опыта.

Для реализации инновационной деятельности в нашем учреждении созданы необходимые условия: насыщенная инфраструктура, наличие необходимого оборудования для проведения исследовательской деятельности, библиотека, высокоскоростной интернет, личные странички педагогов в интернете, в том числе, личные интернет-портфолио участников инновационного проекта. Разработана система информационного обеспечения, которая предполагает выработку форм и объем данной информации для разных категорий – родителей, общественности. В рамках инновационной деятельности на сайте гимназии отражался ход и результаты инновационной деятельности, представлялась соответствующая информация для родителей и общественности.

Для повышения квалификации педагогов  на базе районного ресурсного центра информационных технологий (руководитель Василенко А.М.) проводились как индивидуальные, так и групповые занятия, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности участников инновационного проекта, также обеспечен режим доступа в сеть  Интернет для работы с ресурсами.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности было налажено тесное сотрудничество на договорной основе между учреждением и консультантами проекта.

С целью организации методического сопровождения теоретической и практической деятельности педагогов был организован постоянно действующий семинар-практикум «Путь к взаимопониманию».

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось педагогом-психологом гимназии в соответствии с планом. Социально-педагогической и психологической службой проводились различные мероприятия, способствующие взаимодействию и диалогу всех участников образовательного процесса. Также осуществлялось межведомственное взаимодействие с привлечением специалистов, законных представителей учащихся.   Вследствие чего отмечалось повышение уровня коммуникабельности, умение осуществлять различные виды деятельности на основе партнерства и содружества.  Особое внимание уделялось практическим занятиям с элементами тренинга, так как данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала участников инновационного проекта и способствующий открытому диалогу с гимназистами (Приложение 1).

        Специалисты СППС создавали и постоянно обновляли серию информационных выпусков для всех субъектов образовательного процесса (Приложение 2).

Теоретическими основаниями деятельности в условиях проекта стал переход от планирования урока учителем к совместному его проектированию, от информационно-упражненческой к задачно-целевой стратегии, проводились семинары, практикумы по разработке дидактических сценариев уроков (Приложение 3).

При организации учебных занятий педагоги использовали ситуацию обучения, вокруг которой строили сценарий уроков. Учащимся на уроках предлагалось реализовывать мини-проекты, где обучающиеся могли проявить наличие у них общих способностей, позиций инструктора и советника. При этом они показывали адаптивную гибкость, оригинальность мышления и исследовательскую активность. 

Проведенные уроки русского и белорусского языка и литературы, истории, математики позволили понять, что предложенная система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать их, делать выводы, и в то же время воздействовать на эмоциональную сферу личности учащегося.

Учащиеся гимназии в рамках проекта «Школа диалога» посетили ГУО «Районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Подарили детям «Тактильные ладошки», изготовленные собственными руками.

Гимназисты пообщались с детьми-инвалидами, узнали, чем живет центр, и какие профессии здесь востребованы. Подобное общение способствовало развитию чувства толерантности, сопереживания у учащихся, осознанию значимости человеческого общения и принятия  для детей-инвалидов (Приложение 4). 

  Ко Дню Конституции Республики Беларусь  специалистами службы СППС и учащимися ГУО «Гимназия г. Буда-Кошелёво» проводилась акция "Я – гражданин Республики Беларусь". Целью данной акции являлось содействие формированию активной гражданской позиции жителей города.  Воспитать гражданина сегодня – значит подготовить человека к решению текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций ответственного хозяина и труженика, организатора, защитника Родины и своей семьи, который готов к участию в сознательной и активной деятельности на благо нашей Родины. 

Участники акции принимали самое активное участие в её подготовке и проведении. Ведь сформированная активная жизненная позиция позволяет  решать, как надо действовать в интересах общества. Среди жителей г. Буда-Кошелёво был проведён опрос. Им были заданы вопросы:  С чего начинается Родина? Вы - патриот? Какую пользу можете принести нашему государству? Что для Вас значит День Конституции? Также жителям города были вручены буклеты "Конституция - основной Закон страны!". И, конечно же, самые добрые и искренние пожелания добра, крепкого здоровья, улыбок и мирного неба над головой звучали в их адрес (Приложение 5,6).

   На протяжении последних трех лет стали традиционными встречи гимназистов с депутатами разных уровней. В рамках инновационного проекта «Школа диалога» в ноябре 2017 года в нашем учреждении состоялась встреча старшеклассников с депутатами. 

Целью встречи было знакомство учащихся со спецификой работы депутатского корпуса. Гимназисты получили эксклюзивную возможность задать народным избранникам любые интересующие их вопросы. Учащихся интересовали самые разные темы – от границ депутатских полномочий до плюсов и минусов депутатской работы.
Все участники встречи остались довольны. Гимназисты не скрывали своего интереса. Сами депутаты подчёркивали необходимость проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Дети реально видят представителей власти очень близко, видят, что депутаты – это обычные люди, до которых можно не то что достучаться, а спокойно прийти, поговорить, задать любые волнующие вопросы. Это очень актуально и интересно для них. Данное мероприятие помогает учащимся внимательнее относиться к процессам, происходящим в обществе, они учатся принимать в них участие и реализовывать свои права и возможности  (Приложение 7).

  В рамках инновационного проекта «Школа диалога» была организована экскурсия-диалог в РОВД Буда-Кошелёвского района. В ходе экскурсии учащиеся не только познакомились с работой различных подразделений, но и смогли примерить на себя спецсредства, которыми пользуются сотрудники органов внутренних дел. 

Неизгладимое впечатление на всех присутствующих произвёл изолятор временного содержания. Тесно, мрачно, холодно. В таком месте невольно начинаешь по-другому оценивать свои поступки и понимаешь,  что никогда в жизни не хотел бы оказаться по ту сторону закрытой двери

  Гимназисты пообщались с представителями судебной власти. У них появилась уникальная возможность задать самые трепетные вопросы по специфики работы у судебной власти, узнать о востребованных профессиях прокурора, познакомиться с атрибутикой власти (Приложение 8).

  Современная система социокультурной среды создаётся путем взаимодействия всех участников педагогического процессаи объектов социума. Уже традиционным стало сотрудничество с центральной библиотекой (6 класс, участники инновационного проекта). На базе библиотеки проводятся различные мероприятия, тематические встречи, выставки, презентации. Сотрудники библиотеки организовывают встречи с белорусскими писателями, поэтами, выставки новых книжных поступлений, литературные вечера (Приложение 9).

В рамках социокультурного взаимодействия в нашей гимназии организован семинар-практикум «Социокультурный мир и наше место в нем!» с привлечение специалистов Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины». Студенты-психологи вышеуказанного учреждения побеседовали с гимназистами, провели для них профориентационный тренинг (Приложение 10).

Внедрение модели «Школы диалога» в рамках нашей гимназии происходило в глобальной сети Интернет. Участники проекта могли пообщаться он-лайн, оставить свои отзывы и комментарии на сайте учреждения, разместить свои публикации, научные работы, достижения и фотографии.

В рамках сотрудничества с православной церковью ежегодно проводилось традиционное мероприятие «День православное книги».

Реализация инновационного проекта нашло продолжение в налаживании  тесного сотрудничества с Климовской средней общеобразовательной школой №1 Брянской области России. Гимназисты постоянно посещают данное учебное заведение и принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в данном учреждении (Приложение 11).

В результате реализации инновационного проекта по теме «Внедрение модели «Школа диалога», ориентированной на формирование продуктивного социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса», получены определённые результаты. В учреждении создана комфортная образовательная среда, обеспечивающая формирование социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности учащегося. Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся, компетенций по формированию целей своей деятельности, определение путей ее достижения. Особую пользу от проекта отмечают учащиеся:  «Учиться стало интереснее и легче». Гимназисты стали более активно участвовать в проектах и конкурсах, достигают высоких результатов.

Результаты реализации инновационного проекта соответствуют поставленным целям и задачам. Это свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию в гимназии системы по формированию продуктивного социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Внедрение инновационного проекта способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности педагогического коллектива в целом. Данная деятельность открывает широкие возможности для формирования социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности учащегося, человека сообщества посредством использования проблемно-диалоговых педагогических технологий, новых стратегий обучения.

Приложение 1 «Мероприятия, проводимые службой СППС»

 

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.