Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Требования к организации выпускных экзаменов по учебным предметам и порядок выставления итоговых отметок учащимся

Дата: 19 января 2016 в 22:20

Требования к организации выпускных экзаменов

по учебным предметам  и порядок выставления

итоговых отметок учащимся

 

Согласно «Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»:

 

- для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут (пункт 77).

 

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

 

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другомубилету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

 

- на выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут – текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть (пункт 78).

 

- результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету (пункт 80).

 

- отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена (пункт 81).

 

- по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок (пункт 82).

 

Итоговая отметка выставляется:

 

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

 

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

 

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

 

При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

 

- в случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося (пункт 83).

 

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

 

- экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат (пункт 84).

 

- учащиеся, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебные предметы «Белорусский язык» и «История Беларуси», выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)» (пункт 85).

 

Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов «Белорусский язык», «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзаменационные отметки.

 

 

Выпускной экзамен в форме изложения

Изложение как вид  экзаменационной работы

 

Изложение — один из основных методов проверки коммуникативных умений и навыков учащихся, который позволяет проверить у учащихся следующие уровни сформированности:

умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом;

использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания;

правильно (логически и грамматически) передавать чужую речь;

понимать своеобразие авторской речи.

 

Кроме того, изложение позволяет проверить степень сформированности как навыков слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме чужой речи, так и орфографических и пунктуационных навыков.

 

Этот вид творческой работы позволяет проверить и навык максимального и наиболее целесообразного использования запаса слов учащихся.

На выпускном экзамене за период обучения  и воспитания на III ступени общего среднего образования для написания изложения предлагаются тексты из "Сборника экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений", утвержденного Министерством образования Республики Беларусь. Следует помнить, что изложение — письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения, поэтому оно предполагает не интерпретацию прослушанного текста, а точную и по возможности полную его передачу.

 

Слушание и письмо — два вида речевой деятельности, на которых основывается работа над изложением. От умения слушать зависит смысловое восприятие звучащей речи, от умения писать — создание грамотного речевого произведения.

 

Именно поэтому от чтения текста учителем и от восприятия этого текста учащимися зависит воспроизведение его в изложении.

 

На выпускном экзамене текст изложения читается членом экзаменационной комиссии два раза. Первый раз текст читается в умеренном темпе, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная. Обычно фиксируются последовательность изложения, грамматические основы предложений и то, что выпускник не надеется запомнить.

 

Скорость чтения текста экзаменатором имеет определенное значение, так как экзаменуемые стремятся максимально полно записать текст автоматически, часто не осознавая его. Скорость же осознанного понимания прослушанного текста разная, поэтому после короткого перерыва (через 20—25 минут) текст читается второй раз в обычном темпе.

 

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в том случае, если общий замысел автора, многопроблемность или неоднозначность проблемы, обилие деталей, сложный синтаксис, глубокий подтекст трудны для восприятия сразу и требуют повышенного внимания экзаменуемых. Часто бывает достаточно обратиться к отдельным фрагментам текста, чтобы снять затруднения в его восприятии.

 

Кроме того, необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем лингвистической подготовки учащихся.

 

Вопрос о третьем чтении (фрагментарном или полном) решается экзаменационной комиссией.

 

Проведение письменного экзамена

 

На написание выпускной экзаменационной работы по русскому языку, белорусскому языку отводится 4 астрономических часа.    

 

Время начала экзамена отсчитывается с момента начала чтения текста учителем. Перед началом экзамена необходимо провести подготовительную работу. В это время экзаменуемым раздаются заблаговременно приготовленные проштампованные тетрадные листы для чистовой и черновой работы, осуществляется их подписывание под руководством одного из членов экзаменационной комиссии.

 

Образец подписи экзаменационной работы до начала экзамена пишется на центральной части классной доски.

 

Чистовой лист подписывается на титульной (первой) странице работы в соответствии с методическими рекомендациями.

 

На черновом листе достаточно написать на верхней строчке первой страницы слово "черновик". Следует иметь в виду, что объем работы (помимо титульной страницы) может превысить 3 страницы, и тогда потребуется двойной лист-вкладыш. В этом случае выпускник продолжает писать работу на дополнительном двойном листе, начиная с верхней строчки первой страницы, делая записи рядом со штампом, расположенным слева на первой странице двойного листа.

 

 После выполнения работы в основной лист вкладывается черновик, создавая своеобразную тетрадь.

 

Вопросы по оформлению экзаменационных работ решает один из членов экзаменационной комиссии, в то время как учитель, проводящий экзамен, знакомится с текстом для изложения.

 

После оформления титульного листа экзаменационной работы выпускники разворачивают двойные листы "чистовиков" и на верхней строчке второй страницы (первая — титульный лист) записывают название текста изложения. На доске название текста не записывается. Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста

 

По окончании организационного периода экзамена один из членов экзаменационной комиссии на доске указывает время начала и окончания экзамена (например, начало — 9 ч 10 мин; окончание — 13 ч 10 мин).

 

Время экзамена рассчитывается примерно так: в первые 2—2,5 часа идет слушание текста изложения и создание чернового варианта экзаменационной работы с ее редакторской правкой; в последующее время выпускники переписывают начисто свои работы и проверяют их. Работа должна быть сдана не позже времени окончания экзамена.

 

Оценивание работ осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи и Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку, белорусскому языку.

 

Предэкзаменационная консультация

 

Большое значение при подготовке к экзамену имеет предэкзаменационная консультация, на которой учителю необходимо:

создать психологический настрой на предстоящую экзаменационную работу (не запугать выпускников, а поддержать их, помочь поверить в свои силы);

еще раз напомнить о методике работы над изложением и о требованиях к написанию изложения. Желательно в кабинете русского языка на стенде разместить материалы на тему "Изложение на экзамене". На этом стенде могут быть и "Советы психолога", и "Основные правила сокращения слов», и «Типичные ошибки», и «Правила переноса», и т. д.

 

На предэкзаменационной консультации учитель напоминает выпускникам об их праве делать записи во время чтения текста изложения экзаменатором. Учитель подчеркивает, что не следует стремиться максимально записать текст. Желательно записывать ключевые слова, словосочетания, наиболее ярко выражающие своеобразие авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. Выпускник может использовать условные графические обозначения. На консультации можно поработать с материалами § 22 "Оформление конспекта на письме" учебника русского языка для 8 класса и повторить общепринятые сокращения, условные знаки (т.д., т.п., т.о., >, <, =, +, -», ~, Ф и др.), правила сокращения. Следует также напомнить учащимся о том, что между первым и вторым чтением текста изложения будет дано 20—25 минут, во время которых выпускники должны постараться восстановить текст, определить его тему и основную мысль.

 

Поскольку концовка часто вызывает определенные трудности при восстановлении текста, учитель может порекомендовать учащимся начать восстанавливать текст после первого прослушивания именно с последнего абзаца (абзацев) текста.

 

Известно, что зачастую авторы текстов, предложенных для написания на экзамене, выделяют абзацы, не придерживаясь строго школьных правил выделения абзацев в тексте: новая мысль — новый абзац. Именно поэтому абзацы в тексте-оригинале и в тексте-изложении (экзаменационной работе) могут не совпадать. Однако, каждый абзац должен представлять собой "компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания".

 

Во время проведения предэкзаменационной консультации следует обратить особое внимание учащихся на этап проверки и редактирования написанного текста.

 

            На консультации учитель может обратить внимание учащихся на разные виды речевых и грамматических ошибок, а также напомнить способы их определения и устранения. В зависимости от уровня лингвистической подготовки учащихся класса учитель может повторить правила, вызывающие наибольшие затруднения у выпускников. Например, можно повторить способы передачи на письме чужой речи (прямую речь, диалог, предложения с косвенной речью и т.д.). Следует уделить внимание и правилам переноса.

 

            Учителю необходимо напомнить учащимся о требованиях к оформлению экзаменационной работы:

писать от самого начала и до конца строчки (в соответствии с ее границами) аккуратным, разборчивым почерком;

четко выделять красную строку;

правильно производить исправление неверного написания на верное;

 

■  не использовать в работе ластик, корректор, лезвие и т.п.

 

Памятка по работе над ошибками

 

Объясняя ошибки, двигайтесь всегда от общего к частному:

определите, в какой части речи допущена ошибка;

определите, в какой части слова допущена ошибка;

определите, на какое в целом правило допущена ошибка;

сформулируйте конкретный пункт правила, на которое допустили ошибку;

найдите данное правило в памятке и выполните работу над ошибками.

 

 

Тип ошибки

Делай так

Орфография

 

1 .Пропуск, замена букв           

Напиши слово правильно, подчеркни букву, поставь ударение, запиши слово ещё раз: мошка

 

2. Заглавная буква в начале предложения    

Напиши предложение правильно. Придумай и запиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву:

Мальчики играли во дворе. Им весело.

 

3. Перенос слова          

Напиши слово правильно, разделяя его для переноса, запиши ещё три слова, разделяя их для переноса:    ки-но, озе-ро, стра-на, клас-сы.

 

4. Правописание удвоенных согласных          

Напиши слово правильно, подчеркни двойную согласную, запиши ещё три слова с двойными согласными, подчеркни их : Анна, ванна, класс, баллы.

 

5. Проверяемые безударные гласные в корне слова              

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, запиши проверочное слово, поставь ударение, запиши ещё три примера на данное правило, подчеркни в них безударную гласную:

 

колосок - колос, весна, столы, трава.

 

6. Непроверяемые гласные и согласные        

Напиши слово правильно, подчеркни непроверяемые гласные или согласные, запиши ещё два однокоренных слова: футбол, футболист, футбольный.

 

7. Проверяемые согласные в корне слова     

Напиши слово правильно, выдели корень. Подчеркни проверяемую согласную. Запиши проверочное слово, запиши ещё три примера на данное правило:

 

дорожка - дороженька, город, гриб, столб.

 

8. Непроизносимые согласные            

Напиши слово правильно, подчеркни непроизносимую согласную, подбери проверочное слово, запиши ещё две пары слов на данное правило, подчеркни непроизносимую согласную: звёздный - звезда, солнце - солнечный.

 

9. Буквы и, у, а после шипящих

Напиши слово правильно, подчеркни сочетание гласной с шипящим, запиши ещё три слова с этим сочетанием:

 

чудо, чудовище, пичуга.

 

10.Разделительный ъ и ь         

Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с твёрдым знаком, выдели приставку, подчеркни букву после мягкого знака: подъём, объявление, съезд.

 

11.Раздельное написание предлогов с другими словами     

Напиши предлог со словом, к которому он относится, подчеркни предлог, придумай и запиши ещё три примера на данное правило: в лесу, у берега, на столе.

 

12.Употребление ь на конце существительных после шипящих      

Напиши слово правильно, подчеркни мягкий знак, объясни его написание, запиши ещё три примера на данное правило: ложь - ж.р., 3-е скл.; ночь, дочь, тишь.

 

13.Употребление ь для обозначения мягкости согласных    

Напиши слово правильно, подчеркни мягкий знак вместе с согласной, на мягкость которой он указывает, запиши ещё три примера на данное правило:

 

сельдь, возьму, коньки, зверьки.

 

14.Правописание сочетаний чк, чн, нщ, рщ, чт, щн   

Напиши слово правильно, запиши ещё три примера с данным сочетанием, подчёркивая его:

 

ручка, ночка, печка, речка.

 

15.Гласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)

Напиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни проверяемую гласную, запиши ещё три примера на данное правило: дошёл, добежал, досмотрел.

 

16.Согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)          

Напиши слово правильно, выдели приставку, подбери проверочное, подчеркни проверяемую согласную, запиши ещё три примера на данное правило:

 

отзвук, отлёт, отрез, отмель.:

 

17.Буквы -з (-с) на конце приставок   

Напиши слово правильно, объясни правописание, подчеркнув последнюю букву приставки и первую букву корня, запиши ещё три примера на данное правило: расколоть, расписаться, рассмеяться, рассвет.

 

18.Правописание корней с чередованием о - а          

Напиши слово правильно, выдели корень, поставь ударение (или выдели суффикс, или подчеркни последнюю букву корня), подчеркни гласную в корне, запиши еще два примера на данное правило:

 

гореть, наклонить, горелка.

 

19.Правописание корней с чередованием е-и            

Напиши слово правильно, выдели корень и суффикс, подчеркни гласную в корне, запиши еще три примера на данное правило:

 

собираться, зажигать, блистать, подпирать

 

20.Правописание о-ё 

Напиши слово правильно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни букву, запиши ещё три примера на данное правило:

 

               

шёлк, пчёлка, шёпот, щёлка.

 

21. Правописание и, ы после ц             

Напиши слово правильно, выдели морфему, в которой находится проверяемая буква, подчеркни эту букву, запиши ещё три примера на данное правило:

 

акация, провокация, демонстрация, агитация.

 

22.Большая буква в собственных именах       

Напиши слово правильно, запиши три примера на данное правило, подчеркни большую букву:

 

Москва, Мурманск, Волгоград, Минск

 

23.Кавычки в собственных

 

наименованиях            

Напиши слово правильно, запиши название любой книги или журналах: сказка «Маленький принц», журнал «Костер»

 

24.Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных       

Напиши слово с правильным окончанием, обозначь падеж, склонение, запиши ещё три примера с таким окончанием:

 

на ветке - П..., 1-е скл.; на картине, в комнате.

 

25.Правописание о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных            

Напиши слово правильно, выдели морфему, поставь ударение, подчеркни букву, запиши еще три примера на данное правило:

 

камышовый, светлячок, сверчок, снежок.

 

26.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, причастий   

Напиши слово с правильным окончанием, поставь вопрос, запиши ещё три примера с таким окончанием:

 

по глубокому (снегу) - какому?; жадному, сладкому, веселому.

 

27.0тсутствие ь на конце кратких прилагательных   

Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши еще два примера на данное правило:

 

могуч (кр. прилаг.), жгуч, горяч.

 

28.Не с прилагательными, существительными, наречиями на -о и -е           

Напиши слово правильно, объясни правописание с помощью примера, запиши еще три примера на данное правило: небольшой - маленький, невысокий берег, небольшой рост, негромкий разговор.

 

29.Не с глаголами, деепричастиями  

Напиши правильно глагол и частицу не, запиши еще три глагола (деепричастия) с частицей не: не бегал, «в просил, не нашел, не смотрел.

 

30. Ь после шипящих в глаголах          

Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши еще три примера на данное правило:

 

играешь (2-е лицо, ед.ч.), думаешь, пишешь, несешь

 

31.Буквы еии в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения             

Напиши слово правильно, определи спряжение, запиши

еще три слова с этим окончанием:

путает - путать (1 сир.); бегает, прыгает, вяжет.

 

32.Сочетания -тся и     

Напиши слово правильно, поставь вопрос, запиши еще

-ться в глаголах             

три примера на данное правило: одеться (что делать?); умыться, причесаться, улыбаться.

33.Правописание и-ы после приставок           

Напиши слово правильно, выдели приставки, запиши еще три примера на данное правило: разыграть, разыскать, сыграть, подыграть.

34.Гласные в приставках пре- и при- 

Напиши слово правильно, укажи значение приставки, подчеркни приставку, запиши еще три примера на данное правило: пришивать (присоединение), примеривать, прикладывать, прибежать

35.Соединительные о и е в сложных словах

Напиши слово правильно, отметь корни, из которых состоит слово, подчеркни соединительную гласную, запиши три слова с такой же соединительной гласной: лесополоса, паровоз, самолет, одноклассник.

36. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя               

Напиши правильно, выдели суффикс, запиши еще три примера на данное правило: знамени, стремени, племени, пламени.

37.Буквы щ и ч в суффиксах  -чик (-щик)          

Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши еще три примера на данное правило: грузчик, возчик, резчик, разметчик

38.Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик 

Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нем гласную, запиши еще три примера на данное правило: цветочек, горшочек, звоночек, сыночек

39.Н и нн в суффиксах имен прилагательных               

Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши два - три примера на данное правило: кожаный, масляный, змеиный.

40. Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных      

Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши три примера на данное правило: французский, матросский, сибирский, сентябрьский

41.Дефисное написание сложных имен прилагательных     

Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши три примера на данное правило: юго-восточный (направление), сине-голубой, северо-западный, светло-розовый

42.Ь в сложных числительных              

Напиши слово правильно, выдели корни, подчеркни ь, запиши три похожих слова; семьдесят, восемьдесят, девятьсот

43.Буква и в окончаниях

количественных

числительных

Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши три примера на данное правило: к пятнадцати (Д.п.) часам, в восьми тетрадях, с тридцати участников, пяти яблокам.

44 .Не и ни в неопределенных и отрицательных      

Напиши слово правильно, запиши еще два похожих местоимения или наречия, ставя ударение:

никто, ничто, никогда

местоимениях и наречиях      

 45. Дефис с 

неопределенных  местоимениях      

Напиши слово правильно, выдели морфему, которая отделяется дефисом, запиши еще три примера на данное правило: какой-то, чей-то, что-то, кем-то

46.Правописание местоимений с предлогами.          

Напиши правильно предлог и местоимение, подчеркни предлог, запиши еще три местоимения с предлогами:

у него, к ней, у них, с ними.

47.Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях        

Напиши слово правильно, подчеркни предлог, запиши еще три примера на данное правило:  ни у кого, ни о чем, ни в чем

48.Ь в глаголах повелительного наклонения               

Напиши слово правильно, подчеркни сочетание согласно с ь, объясни правописание, приведи два примера на это правило: познакомь (повелительное наклонение), познакомьте, познакомься

49.Гласные в суффиксах -ова-(ева), -ыва-(ива-)          

Напиши слово правильно, выдели суффикс, объясни правописание суффикса, записав данный глагол в настоящем или будущем времени, запиши еще три примера на данное правило: приказывать - приказываю, раскидывать, облицовывать, записывать

50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени 

Напиши слово правильно, подчеркни гласную в суффиксе, объясни правописание (найти глагол, определи его спряжение), запиши еще три примера на данное правило: видимый (видеть 2 спр.), слышимый, движимый, привозимый.

51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени    

Напиши слово правильно, подчеркни гласную в суффиксе, объясни правописание (найди глагол, определи его спряжение), запиши еще три примера на данное правило: борющийся (бороться, 1 спр.), тянущий, стреляющий, бреющий

52. Слитное и раздельное написание не с причастиями        

Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши еще два примера на данное правило:

не закончившееся вовремя собрание (есть зависимое слово), не прочитанная книга, не выполненное вчера задание.

53.Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных              

Напиши слово правильно, подчеркни согласные в суффиксе, объясни правописание, запиши два, три примера на данное правило: сеянная на сито мука (есть зависимое слово), связанная бабушкой кофта, раненный в руку боец, тушенная на слабом огне картошка.

54.Гласные перед н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных    

Напиши слово правильно, подчеркни гласную, объясни правописание, запиши еще два- три примера на данноеправило: закрученный (от глаг. на ить - закрутить), накормленный, нахмуренный, сгорбленный.

55. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени      

Напиши слово правильно, подчеркни гласную, поставь ударение. Запиши еще три слова на данное правило: завершенный, раскрепощенный, обобщенный, лишенный

 

56.Н и нн в наречиях на  -ои-е               

Напиши слово правильно, подчеркни согласную или согласные, объясни правописание, запиши еще два-три примера на данное правило: мужественно (мужественный), умышленно, взволнованно, испуганно.

 

 57.Буквы о и е после шипящих на конце наречий    

Напиши слово правильно, подчеркни гласную, поставь ударение, запиши еще два-три примера на данное правило: свежо, общо, горячо

 

 58.Буквы о-а на конце наречий           

Напиши слово правильно, подчеркни гласную, выдели приставку, запиши еще три примера на данное правило, выделяя приставку и суффикс: издавна, издалека, досыта, слева

 

59.Дефис в наречиях  

Напиши слово правильно, выдели приставку и суффикс, запиши еще три слова на данное правило: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-десятых

 

60.Ь после шипящих на конце наречий           

Напиши слово правильно, запиши еще три примера на данное правило: вскачь, настежь, сплошь, навзничь

 

61.Слитное и раздельное написание предлогов       

Напиши слово правильно, подчеркни предлог, запиши еще три примера на данное правило: в течение, в виде, в заключение, в продолжение

62.Слитное и раздельное написание производных предлогов         

Напиши слово правильно, подчеркни предлог, если нужно укажи его значение, запиши еще два-три примера на данное правило: задержаться ввиду дождей (в значении «из-за»), ввиду неисправности, ввиду плохой видимости.

63. Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы      

Напиши слово правильно, запиши предложение с данным союзом: также. Вид его поразил меня, Звук его голоса также изумил меня.

64. Дефисное написание частицы -ка               

Напиши слово правильно, подчеркни частицу, которая пишется через дефис, запиши еще три примера на данное правило: пойдем-ка, сделай-ка, скажи-ка, напиши-ка.

65 .Правописание постфиксов - то, - либо,

- нибудь и приставки кое-       

Напиши слово правильно, подчеркни морфему, которая пишется через дефис, запишите еще два примера с этой частицей: кто-то, как-то, что-то

66.Правописание частиц

бы(б), ли (ль) же(ж)   

Напиши правильно, запиши еще три примера с данной

частицей: была бы, писала бы, пришла бы, ответила бы.

67. Правописание междометий           

Напиши правильно, запиши еще три примера на данное правило: ай-ай, ой-ой, ха-ха-ха

68.Чередование -им, -ин с

 

-а, -я    

Напиши слово правильно, запиши еще три слова с этим корнем, отмечая суффикс:

 

занимать - занять, нанимать, поднимать.

 

69.Дефисное и слитное написание морфем пол- и полу-     

Напиши слово правильно. Запиши еще три подобных слова: пол-лимона, пол-лодки, пол-литра, пол-ладони

 

Пунктуация

 

70. Знаки препинания в конце предложения              

Выпиши предложение, поставь нужный знак, подчеркни его, запиши еще одно предложение с таким знаком:

Кто разбил чашку? Ты получил письмо?

71.Знаки препинания при однородных членах предложения (без обобщающего слова) 

Напиши предложение правильно, подчеркни однородные члены, составь, запиши еще одно предложение с однородными членами: Журавли, гуси, и утки улетают осенью. Карандаши, ручки и ластик лежат в пенале.

72.Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом       

Напиши предложение правильно, подчеркни однородные члены и возьми в кружок обобщающее слово, составь и запиши еще одно предложение, похожее: Тянутся на юг перелетные птицы: журавли, гуси и утки. В пенале лежат школьные принадлежности: карандаши, ручки и ластик.

73.Знаки препинания в неполном предложении      

Запиши предложение, расставляя знаки препинания, запиши еще одно предложение, похожее: Землю красит солнце, а человека - труд. Я читаю книгу, а ты - журнал.

74.3наки препинания при обращении             

Напиши предложение с нужными знаками препинания, подчеркни обращение, запиши еще одно предложение с обращением: Выгляни, красно солнышко! Мама, я пошел в магазин.

75.Запятая между частями сложного предложения 

Запиши предложение, расставив знаки препинания, графически объясни постановку знаков препинания (подчеркни Главные члены предложения), запиши еще одно сложное предложение: Наступила весна, и по полям побежали ручьи. В лесу прохладно, а на лугах жара испепеляет.

76.Знаки препинания при прямой речи.         

Запиши предложение, расставляя знаки препинания, запиши еще одно предложение с прямой речью: Дядя Анатолий сказал: «Пойдемте гулять». «Я вернусь очень скоро!» - прокричал Мишка.

77. Тире между подлежащим и сказуемым  

Напиши предложение правильно, запиши свое предложение, похожее: Учиться хорошо - знать много. Писать письмо - общаться с другом.

78.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами               

Напиши предложение правильно, подчеркни обособленные члены предложения, запиши свое предложение, похожее. Оглянувшись назад, он заметил товарища. Напившись воды, мы пошли дальше.

79.Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами    

Напиши предложение правильно, подчеркни уточняющие члены предложения, запиши своё предложение, похожее: Вернусь вечером, к семи часам. Встретимся в парке, возле аттракционов.

80.3наки препинания в предложениях с вводными конструкциями              

Напиши предложение правильно, подчеркни вводные конструкции, запиши свое предложение, похожее:

Зима, конечно, будет снежная. Как говорят старожилы, здесь всегда морозная зима.

81 .Знаки препинания при сравнительных оборотах              

Напиши предложение правильно, запиши свое предложение, похожее: Зима ворвалась неожиданно, словно ураган. Она медленно кружилась по комнате, как мотылек.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК“ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

Начиная с 2012/2013 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится обязательный выпускной экзамен по учебному предмету ”Иностранный язык“ (далее – экзамен).

Экзамен призван оценить уровень практического владения учащимися    изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом и учебной программой.

Объектом итоговой аттестации учащихся по учебному предмету «Иностранный язык» является коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене  определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается   качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

На экзамене учащиеся должны продемонстрировать:

– знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;

– умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;

         – владение устной речью:   умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развернутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.

Экзамен проводится в устной форме.

Билеты для проведения экзамена ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

1.     Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2.     Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 ”Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі“.

3.      Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 ”Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь“ (далее - Правила).

4.     Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.07.2012 №77 ”Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2012/2013 учебном году итоговой аттестации учащихся, при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования“.

5.     Образовательный стандарт ”Общее среднее образование. Иностранный язык. III – XI классы“ ( далее - образовательный стандарт).

6.     Концепция учебного предмета ”Иностранный язык“.

7.     Учебные программы:

 ”Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская“ для III–XI класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;

   ”Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, китайский“ для III–XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2012 (далее - учебная программа).

8.     Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку.

II. Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Экзамен  включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту. 

На данном  этапе  экзамена проверяются  умения чтения,  понимания прочитанного,  комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также  умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий:

1)    Краткое определение основного содержания текста. 

Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?

2)    Извлечение из текста запрашиваемой информации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…..»  и прочти его.

3)    Извлечение  из текста отдельных фактов и значимых деталей.  Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?

4)     Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого аргументированного высказывания.   Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь….

Второй  этап: собеседование по прослушанному тексту.

       На данном этапе  экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и  вычленение деталей.

Например: Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…? В связи с чем…? 

Третий этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

Рекомендуемое содержание заданий:

1. Задание, выполняя которое учащийся имеет возможность опереться  на изученный в процессе обучения материал. 

Например:  Давай поговорим о здоровом образе жизни.  Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том,  что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?

3.     Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чем-то, задать встречные вопросы.

 Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о   здоровом образе жизни. Что  бы ты у него спросил прежде всего ?

4.     Задание, побуждающее учащегося дать совет,  аргументированную рекомендацию. 

Например:  В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно  сделать,  чтобы  они  поняли,   что   это  вредно.

5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?

III. Рекомендации по  организации и проведению этапов экзамена

Собеседование с учащимся по прочитанному  тексту

1. Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный) и отвечать следующим требованиям:

·соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;

·характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью;

·не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными;

·соответствовать уровню подготовки учащихся, определенному образовательным стандартом и учебной программой.

2. Объем текста должен составлять до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста. 

3.  Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль – 14.

4.  Время на подготовку к ответу – до 20 минут.

Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся  вместе с текстом.

5.  Пользование словарем не предусмотрено.

Собеседование с учащимся  по  прослушанному тексту

1. Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов:

·рассказ;

·фрагмент радиопередачи;

·прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка;

·объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;

·диалог;

·интервью, репортаж, информационная реклама;

·инструкция-объяснение.

2. Длительность звучания текста  составляет  до 1,5 минут.

3. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым прослушиванием текста в печатной форме.

4. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.

5. Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.

Беседа с учащимся по предложенной ситуации общения.

1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в образовательном стандарте  и   учебной программе.

2. Учащегося   не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.***

Одновременно в аудитории может находиться до четырех учащихся.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется  экзаменационной комиссией.

Рекомендуется наличие в аудитории специалиста, организующего индивидуальное прослушивание аудиотекстов для каждого учащегося.

IV. Рекомендации по  оцениванию ответа

Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня сформированности  коммуникативной компетенции учащегося*.

Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Ометки, полученные учащимися на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.

V. Требования к формированию экзаменационной комиссии

Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соответствии с Правилами. 

В состав экзаменационной комиссии входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования, либо его заместитель по основной деятельности, либо учитель иностранного языка высшей квалификационной категории) и три члена комиссии из числа учителей, преподающих иностранный язык, по которому проводится экзамен.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе иностранный язык, по которому проводится выпускной экзамен.

В случае, если в учреждении образования для формирования экзаменационной комиссии нет необходимого количества учителей иностранного языка, по которому проводится выпускной экзамен, то руководитель учреждения образования может привлекать к работе в составе экзаменационных комиссий учителей иностранного языка из иных учреждений образования.

VI. Рекомендации по техническому оснащению помещений, определенных для проведения экзамена

Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техническими средствами обучения, позволяющими воспроизводить образцы речи в индивидуальном режиме прослушивания (магнитофоном, компьютером, наушниками, др.).

 * Примерные критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции учащегося опубликованы в научно-методическом журнале ”Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь“ (№1/2012).

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Оценка

 

уровня сформированности коммуникативной компетенции

Балл

 

Экзаменационное задание выполнено полностью.

 

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая.

Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи.      

10

 

Экзаменационное задание выполнено полностью.

 

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая.

 

Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.              

 

9

 

Экзаменационное задание выполнено

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развернутый характер.

Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.

8

 

Экзаменационное задание выполнено.

 

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объемом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развернутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

7

 

Экзаменационное задание в основном выполнено.

 

Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объемом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развернутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

 

6

 

Экзаменационное задание частично выполнено.

 

Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объемом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.               

 

5

 

Экзаменационное задание частично выполнено

Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи.

4

 

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно

В ответе отсутствуют связность и логичность. Объем недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи.      

3

 

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно.

 

Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи. 

2

 

Экзаменационное задание практически не выполнено

Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств.   

1

 

               

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на

III ступени общего среднего образования

I. Общие положения

С 2014/2015 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь будет проводиться обязательный выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” (постановление Министерства образования № 95 от 7 июля 2014 года “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”).

В 2014/2015 учебном году на III ступени общего среднего образования завершают обучение учащиеся, которые сдавали обязательный экзамен по истории Беларуси за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования (с древнейших времен до 1917 года). Экзаменационные билеты для выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” в 2014/2015 учебном году будут составлены на основе учебного материала, изученного учащимися за период обучения на III ступени общего среднего образования (с 1917 г. до наших дней).

Выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

На экзамене оценивается:

знание теоретического содержания учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и процессами);

знание фактологического содержания учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника информации; характеристика социально-экономического, геополитического положения);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных материалах и  анализ  содержания документа; характеризовать  позицию автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).

4. Постановление Министерства образования от 7 июля 2014 года    № 95 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.

5. Концепция учебных предметов “Всемирная история. История Беларуси” (приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 675).

6. Образовательный стандарт “Общее среднее образование”. “Всемирная история. История Беларуси. V – XI классы” (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 32).

7. Учебные программы:

Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларуская мовай навучання. – Мінск: НІА, 2012. (далее – учебная программа).

8. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).

II. Содержание экзамена

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационногобилета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.

Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников различных общеучебных и специальных исторических умений:

синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:

сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;

объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;

раскрытие содержания исторических понятий и терминов;

анализ содержания исторического документа;

анализ статистических данных;

характеристика деятельности исторической личности;

характеристика творчества деятеля науки (культуры);

характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;

характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

Содержание третьих вопросов желательно не ориентировать по содержанию как тождественные первому или второму вопросам – они самостоятельные. Содержание третьих вопросов, представленных в билетах, конкретизируется  учителем, который работает в классе и проводит экзамен (выбор событий для сравнения, исторических личностей и т.д. может осуществляться по усмотрению педагога либо третьи вопросы можно взять без изменений из пособия «Материалов для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси» С.В.Панова). Содержание третьих вопросов утверждается руководителем учреждения образования не позднее, чем за две недели до проведения экзамена и хранится в сейфе директора учреждения образования.

Билеты для проведения экзамена имеются в каждом учреждении образования. Подготовку учащихся к экзаменам рекомендовано осуществлять по материалам для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси, автор Панов С.В.

 

 

ПАРАДАК  АФАРМЛЕННЯ

 ЭКЗАМЕНАЦЫЙНЫХ РАБОТ

(На аснове “Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі)

П.23. Экзаменацыйныя работы па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Матэматыка“ па завяршэнні навучання і выхавання на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі выконваюцца на падвойных лістах паперы з адбіткам штампа ўстановы адукацыі, якія ўкладваюцца адзін у адзін.

На адбітку штампа ўстановы адукацыі запісваецца дата правядзення выпускнога экзамену.

Напрыклад:  1 чэрвеня 2013 г.

Пасля адбітку штампа ўстановы адукацыі прапускаюцца два радкі (дзве лінейкі) на лістах паперы з разліноўкай у лінейку, чатыры радкі (чатыры ”клеткі“ ўніз) на лістах паперы з разліноўкай у клетку і пасярэдзіне радка робіцца адпаведны запіс. Тытульны ліст экзаменацыйнай работы па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі афармляецца згодна з дадаткам 7 дадзеных Метадычных рэкамендацый.

На другой старонцы пасярэдзіне першага радка пiшацца назва дыктанта або пераказу (па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“), нумар варыянта (па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“).

Пры абазначэнні нумара варыянта можна выкарыстоўваць як арабскія, так і рымскія лічбы (Варыянт 1, Варыянт І).

У двукоссе назва тэмы дыктанта або пераказу бярэцца толькi тады, калi яна з’яўляецца цытатай i пры ёй дадзена прозвiшча аўтара.

Заданні экзаменацыйнай работы па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“ не перапісваюцца.

П.24. Экзаменацыйныя работы вучняў пасля праверкі і выстаўлення адзнакі ў балах падпiсваюцца старшынёй і членамі экзаменацыйнай камiсii згодна з дадаткам 7 да дадзеных Метадычных рэкамендацый.

(Колькасць памылак у дыктанце і пераказе  выносіцца на тым жа радку, на якім выстаўлена адзнака.Напрыклад:_________________________________________________0-0___                               

 10/10    0-0-0_____________________________________________

Дадатак 7

да Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі

Афармленне тытульнага ліста, подпісаў экзаменацыйнай работы

І. Узоры афармлення тытульнага ліста экзаменацыйнай работы па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі:

Экзаменацыйная работа (дыктант)        Экзаменационная работа (диктант)

па беларускай мове                                        по русскому языку

вучанiцы 9 ”Б“ класа                                     учащейся ІХ ”Б“ класса

Кавалевiч Вольгi Пятроўны                         Ковалевич Ольги Петровны

Экзаменацыйная работа                             Экзаменационная работа

па матэматыцы                                             по математике

вучня 9 ”В“ класа                                            учащегося ІХ ”В“ класса

Станкевіча Сяргея Іванавіча                       Станкевича Сергея Ивановича

ІІ. Узоры афармлення тытульнага ліста экзаменацыйнай работы па завяршэнні навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі:

Экзаменацыйная работа (пераказ)          Экзаменационная работа (изложение)

па беларускай мове                                        по русскому языку

вучанiцы 11 ”Б“ класа                                   учащейся ХІ ”Б“ класса

Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны                 Сидорович Ирины Владимировны

Экзаменацыйная работа                             Экзаменационная работа

па матэматыцы                                            по математике

вучаніцы 11 ”В“ класа                                   учащейся Х1 ”В“ класса

Шыманскай Тамары Пятроўны                 Шиманской Тамары Петровны

ІІІ. Подпіс экзаменацыйных работ вучняў старшынёй і членамі экзаменацыйнай камiсii

10 (адзнака)     

 Старшыня экзаменацыйнай камісіі   

(подпіс)              Т.І. Пятрова

Члены экзаменацыйнай камісіі:           

(подпіс)              А.Г. Лявонаў

(подпіс)              Н.І. Мікалаева

10/9  (отметки)              

 Председатель экзаменационной комиссии 

 (подпись)         Т.И. Петрова

Члены экзаменационной комиссии: 

(подпись)          А.Г. Леонов

(подпись)          Н.И. Николаева   

(подпись)          Г.П.Сидоров

 

ПАРАДАК  ПРАВЕРКІ

ЭКЗАМЕНАЦЫЙНЫХ РАБОТ

П.32 Па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“ у навучальных работах, якiя правяраюцца, і ў кантрольных работах настаўнік адзначае і выпраўляе дапушчаныя вучнямi V–ХІ (XII) класаў памылкі наступным чынам.

Няправiльна напiсаную (напісаны):

лiтару або знак прыпынку падкрэслівае і закрэслівае наўскос;

лiчбу закрэслівае наўскос;

частку слова, сказ закрэслівае тонкай гарызантальнай лiнiяй;

зместавыя i маўленчыя памылкі падкрэслiвае хвалiстай лiнiяй;

надпісвае правільны варыянт і адзначае на палях сшытка дапушчаныя вучнямi памылкі наступнымі ўмоўнымі знакамі:

 I – арфаграфiчная; V – пунктуацыйная; Г – граматычная; З – памылка ў змесце; М – маўленчая; а – аднатыпная; н – нягрубая: I (а), V (н).

Дапушчаныя вучнямi памылкі на прымяненне правiлаў, якiя яшчэ не вывучалiся, настаўнік падкрэслівае, выпраўляе, але на палях сшытка не адзначае і пры выстаўленні адзнакі не ўлічвае.

Пры праверцы дыктанта на наступным радку пасля тэксту дробам указваецца колькасць арфаграфiчных памылак (лiчнiк) i пунктуацыйных памылак (назоўнiк).

Напрыклад:    8/9

За пераклады, водгукі, навучальныя і кантрольныя пераказы і сачыненні вучням выстаўляюцца дзве адзнакі: адна – за змест, другая – за пісьменнасць.

Пры праверцы сачыненняў, пераказаў, перакладаў, водгукаў, іншых творчых работ, якiя разлiчаны на адны або двое вучэбных заняткаў, на наступным пасля тэкста радку настаўнік запісвае дробам у лічніку колькасць зместавых i маўленчых памылак, а ў назоўнiку дробу ўказвае колькасць арфаграфiчных, пунктуацыйных i граматычных памылак.

Напрыклад:

З – М    2-2

I – V – Г                    2-2-1

Пры праверцы экзаменацыйных работ вучняў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ дапушчаныя вучнямi памылкі адзначаюцца, выпраўляюцца і фіксуюцца такім жа чынам, як і пры праверцы дыктанта, пераказу.

П.33. У навучальных работах, якія правяраюцца, і кантрольных работах па іншых вучэбных прадметах настаўнік закрэслівае, падкрэслiвае памылкі, у тым ліку арфаграфічныя, пунктуацыйныя, надпісвае правільны варыянт. Такім жа чынам выпраўляюцца дапушчаныя вучнямi памылкі пры праверцы экзаменацыйных работ вучняў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“. Пры гэтым арфаграфічныя, пунктуацыйныя памылкі не ўлічваюцца пры выстаўленні адзнакі.

П.34. На палях сшыткаў для навучальных і кантрольных работ па вучэбных прадметах ”Матэматыка“, ”Фізіка“, ліста экзаменацыйнай работы па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“ насупраць кожнага выкананага задання адзначаецца колькасць балаў, якой ацэнены вынік выканання гэтага задання. Пасля рашэння апошняга задання запісваецца сумарная колькасць балаў за выкананне ўсіх заданняў, якія пераводзяцца ў адпаведную адзнаку. Адзнака запісваецца на адпаведным радку.

Пры класіфікацыі памылак і выстаўленні адзнакі за дыктант і пераказ па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“ кіравацца Нормамі ацэнкі вынікаў вучэбнай дзейнасці па вучэбных прадметах  «Беларуская мова», «Русский язык» (зацверджанымі загадам Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 18.06.2010 №420)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.