ПРОГРАММА
осеннего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей на базе
Государственного учреждения образования
“Гимназия г.Буда-Кошелёво”
«Нескучные каникулы»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации в осеннем оздоровительном лагере с дневным пребыванием и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Вот и начались долгожданные весенние каникулы. Закончилась самая продолжительная учебная четверть, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью.
Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Содержание программы включает все направления, согласно плану воспитательной работы гимназии.
Информационно-педагогическая карта
Структурные компоненты |
Аннотация |
Идея программы |
Деятельность весеннего оздоровительного лагеря «Весенний городок» направлена на вовлечение ребят в общественную жизнь с учётом их индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе нравственного, эстетического и гражданского сознания. |
Основная цель программы |
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в весенний период. |
Адресат |
Дети возраста 6-10 лет |
Методические условия |
Наличие необходимой документации, программы, плана. Проведение инструктивно-методических сборов, совещаний с педагогами до начала и в течение всей лагерной смены. |
Структура программы |
Организационный этап (1-йдень смены): - формирование отряда; -знакомство с режимом работы лагеря и его законами; - оформление отрядных уголков, выборы актива отряда; Основной этап (4 дня смены): - гигиенические мероприятия по плану; - спортивные мероприятия по лану; -трудовые дела в соответствии с планом; -досуговые мероприятия; -методическая работа с воспитателями. |
Ожидаемый результат |
Укрепление здоровья, физических и психологических сил ребёнка. Формирование потребностей в самосовершенствовании, расширении кругозора. Творческая самореализация детей. |
Цели и задачи программы
Цель: организация отдыха детей младшего школьного возраста в период осенних каникул, создание условий для укрепления их здоровья, способствовать формированию их функциональной грамотности.
Задачи:
1. Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей.
2. Формировать у школьников навыки позитивного общения в условиях временного коллектива.
3. Создать условия для полезной досуговой деятельности детей.
4. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Принципы программы:
- Гуманность - признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие творческих способностей, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
- Индивидуализация -учитывает индивидуальные особенностей каждого ребёнка при включении его в разнообразные виды деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Мотивация - требует добровольности включения ребят в ту или иную деятельность.
- Вариативность - предполагает создание условий для выбора воспитанниками форм деятельности.
Условия реализации программы
Оздоровительный лагерь организуется на базе Государственного учреждения образования «Гимназия г.Буда-Кошелёво». Помещения лагеря отвечают санитарным требованиям и обеспечены необходимым хозяйственным оборудованием и коммунальными услугами.
В распоряжении лагеря находятся: уютная столовая, спортивный зал, компьютерные классы, зона игровой деятельности, спальная комната, отрядное помещение.
Педагоги-воспитатели способны интересно организовать лагерную жизнь детей. Кадровые условия: начальник оздоровительного лагеря, педагоги начального звена, воспитатели ГПД, педагог-психолог, руководители объединений по интересам, учителя физической культуры и здоровья, обслуживающий персонал.
Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- Заместитель директора, начальник оздоровительного лагеря и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере.
- Сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей.
- Воспитатели отрядов проводят инструктаж по ПБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Направления и виды деятельности:
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика (проводится ежедневно в течение 15 минут;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий: подвижных игр на свежем воздухе, эстафет.
2. Художественно – творческое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически.
Цели художественно-творческого направления:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус;
- развитие креативности детей.
Основные формы проведения:
- посещение школьного музея; городской и школьной библиотек;
- просмотр и обсуждение мультфильмов и детских фильмов;
- конкурсы исполнительского мастерства («Лучшая пародия», «Минута славы» и т.п.), детского творчества;
- организация выставок творческих работ;
- игровые творческие программы;
- оформление уголка лагеря, отображающего жизнь лагеря сегодня.
3. Трудовое направление осуществляется через выполнение трудовых обязанностей (дежурство в отряде) и коллективные дела.
4. Досуговое направление осуществляется через вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга: организация деятельности творческих объединений, в т.ч. на базе учреждений дополнительного образования.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых роле и положений, создаются условия для духовно-нравственного общения, происходит закрепление норм поведения и правил этикета.
5. Интеллектуальное направление осуществляется через проведение интеллектуальных игр и посещение библиотек района.
В условиях отдыха в весенние каникулы у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Методические условия предусматривают:
1. Наличие необходимой документации, воспитательной программы, плана.
2. Проведение инструктивно-методических сборов, совещаний с педагогами до начала и в течение лагерной смены.
3. Контроль за выполнением программы осуществляется начальником оздоровительного лагеря и заместителем директора по воспитательной работе гимназии.
Ожидаемые результаты:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- соблюдение и практическое применение знаний по технике безопасности и правил поведения в повседневной жизни ребенка;
- отдых, труд и рациональное использование каникулярного времени всех воспитанников лагеря;
- приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, помогающих формированию у детей системы ценностей, установок поведения, общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- проведение игр, конкурсов, квестов, способствующих развитию творческого потенциала, гражданских инициатив воспитанников, проявлению их лидерских способностей;
- создание благоприятной эмоционально — психологической и нравственной атмосферы в лагере, способствующая взаимоуважению и самосовершенствованию всех воспитанников лагеря.