"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).
Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому необходимо обучать способам работы с ней.
Современное общество требует от школы не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является условием достижения высокого качества образования. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
В результате изучения всех предметов у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия—это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ученика, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Данный подход успешно развивается в начальной школе на уроках, на внеурочной деятельности. Он предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, и я уверена, что вы увидите это на уроках наших учителей.
Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества:
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формируя метапредметные умения, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием.
При использовании метапредметных технологий, (технологий развающих метапредметные умения) в образовательном процессе учитель должен уметь сценировать, создавать урок.
Метапредметные умения- это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности,
– это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.
Можно выделить несколько групп метапредметных умений.
Прежде всего:
- это умение планировать собственную деятельность,
- самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,
- суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,
- оценить собственные действия,
- в случае необходимости скорректировать их.
Вашему вниманию представляется перечень основных отличий современной школы от классической.
Во время сценирования урока на первый план выходит не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает именно не со способностями учащихся, с передачей информации и не с умениями-навыками.
Целью урока, на котором формируются метапредметные умения – являются:
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса.
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей;
- формирование у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Целеполагание является обязательным элементом урока.
Итак, метапредметный урок - это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на помогает составить алгоритм своей деятельности "для будущих поколений".
Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:
- Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
- Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
«Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» М. Леонтьева, главный редактор издательства «Просвещение».
Вашему вниманию представляется метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающие:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Использование образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности, развивающих метапредметные умения:
- Проектная деятельность
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
- Интерактивная методика.
- Интегративная технология
- Технология организации групповой работы.
- Игровая технология.
Подводя итог, хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества.
Метапредметный урок позволяет знакомить детей с каждым предметом в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.