Волонтерский отряд
«Лучики доброты»
ПОЛОЖЕНИЕ
о волонтерском отряде
«Лучики доброты»
Государственного учреждения образования
«Гимназия г. Буда-Кошелево»
I. Общие положения
1.1. Волонтерский отряд является общественным формированием учащихся гимназии. Деятельность отряда направлена на развитие волонтерского движения в учреждении, оказание помощи нуждающимся (инвалидам, одиноким престарелым, детям, находящимся в СПЦ, ветеранам ВОВ), а также на обеспечение личностного, профессионального и культурного роста учащихся, на создание условий для развития у детей высоких нравственных качеств, инициативы, организацию вторичной занятости и содержательного досуга.
1.2. Деятельность волонтерского отряда осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом Государственного учреждения образования «Гимназия г. Буда-Кошелево», настоящим Положением. Данное положение раскрывает основные направления организации волонтерской деятельности в Республике Беларусь.
1.3. Волонтерский отряд создается при комитете первичной организации ОО «БРСМ» Государственного учреждения образования «Гимназия г. Буда-Кошелево», который организует и направляет его деятельность. Курирование работы осуществляет педагог-организатор.
1.4. Целью волонтерского движения является формирование нравственно-этических традиций милосердия в гимназии, содействие в духовном развитии, самореализации учащихся.
II. Основные задачи и направления деятельности
волонтерского отряда
2.1. Основной задачей волонтерского отряда является: оказание хозяйственно-бытовой и других видов помощи различным категориям граждан (инвалиды, одинокие престарелые граждане, дети, находящиеся в СПЦ, участники ВОВ, ветераны педагогического труда).
2.2. Направления практической работы волонтеров:
- организация групповой и индивидуальной работы;
- подготовка и проведение благотворительных мероприятий, акций;
- оказание конкретной адресной помощи (бытовая помощь, психологическая поддержка и т.д.).
2.3. Сотрудничество с общественными организациями и государственными Фондами.
2.4. Содействие развитию и распространению волонтерского движения в других учебных заведениях.
Программа волонтерского отряда "Лучики доброты"
Государственного учреждения образования
«Гимназия г. Буда-Кошелево»
«Тот, кто делает добро другому,
делает больше всего добра самому себе –
не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость»
Сенека Младший
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в гимназии, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.).
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Волонтерское движение охватывает детей разных возрастов. Программа волонтерства в гимназии предусматривает для ребят выполнение посильной, общественно-полезной деятельности. Учащиеся - добровольцы могут заниматься сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей, находящихся в СОП, пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны, оказанием помощи по дому. Кроме того волонтерское движение в гимназии предполагает участие гимназистов в социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах, проводят среди сверстников работу по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, пропаганде здорового образа жизни.
Цель программы: развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи программы:
-подготовка лидеров для работы в среде сверстников;
-создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
-организация досуга учащихся как одного из звеньев профилактической работы;
-обеспечение поддержки волонтёрского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива учебного заведения.
Направления деятельности волонтерского отряда:
- досуговая деятельность;
- поддержка различных социальных категорий населения;
- экологическое направление;
- пропаганда здорового образа жизни.
Календарный план
работы волонтерского отряда «Лучики доброты»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. |
сентябрь |
2 |
Составление плана работы на год |
сентябрь |
3 |
Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерского отряда |
1 раз в месяц |
4 |
Презентация отряда |
сентябрь |
5 |
Акция «Добрые дела» (пожилым людям, ветеранам педагогического труда) |
в течение года |
6 |
Акция «Помоги ближнему» (на с/х ярмарках) |
октябрь |
7 |
Акция «Чистый город, чистая улица» |
сентябрь-октябрь |
8 |
Акция «Красивая осанка», проведение минуток здоровья в начальных классах гимназии |
ноябрь |
9 |
Акция «Мастерская Деда Мороза» |
ноябрь-декабрь |
10 |
Акция «От сердца к сердцу» для детей, находящихся в СПЦ |
декабрь |
11 |
Акция «Чудеса на Рождество» |
январь |
12 |
Акция «Спорт и здоровье», конкурс плакатов |
февраль |
13 |
Конкурс проектов «Наш школьный двор» |
март |
14 |
Агитбригада ЗОЖ |
апрель |
15 |
Весенние работы по оформлению клумб на территории гимназии и Кургана Славы |
май |
16 |
Участие в городских и областных акциях |
по особому графику |
17 |
Подведение итогов работы |
ежемесячно |
18 |
Участие в акциях СППС |
в течение года |
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих.
В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие игры, сборы, работа с тематической литератур)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Волонтерский отряд решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
-групповые занятия волонтеров для учащихся;
-изготовление плакатов, видео;
-выпуск газеты;
-оформление информационного стенда;
-акции волонтеров;
-листовки;
-игры;
-спортивные мероприятия.
Ожидаемые результаты:
-формирование здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции и правовой грамотности успешной личности человека через привлечение к профилактической работе самих подростков;
-формирование устойчивых установок, как у самих волонтеров, так и у тех ребят с кем они занимаются;
-развитие навыков и совершенствование знаний, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни;
-подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.