Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дата: 23 ноября 2014 в 15:04, Обновлено 13 октября 2017 в 20:12

Уважаемые посетители сайта !!!

Данный раздел  будет наполняться различными материалами, которые могут быть интересны для педагогов в рамках работы по самообразованию!

Кокшетауский Государственный Университет им Ш.Ш.Уалиханова

Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога  

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки  педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того   чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и  экономике.  Учитель должен учиться всему постоянно, потому что,  в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго проходит этот процесс? Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но, так или иначе, любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К.Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для  профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Если процесс образования осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.

Мотивы, побуждающие  к самообразованию

Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации,  но и по ее хранению, использованию и  достоверности

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества.  Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ  «несовременного человека».

Конкуренция. Возможность быть востребованной на работе. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

Общественное мнение. Мне  не безразлично, считают меня  «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Основные направления профессионально-личностного саморазвития

Расширение образованности в своем предмете, в культуре человечества:

- глубокое ознакомление с принципами современной государственной образовательной политики; развитие экономической грамотности;

- овладение элементами информационной культуры;

- достижение высокого общекультурного уровня; обеспечение качественной психолого-педагогической поддержки образовательного процесса; формирование навыков педагогического менеджмента;

- принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях рыночных отношений в образовании; способность к выработке индивидуального стиля педагогического поведения.

Содержание самообразования заключается не только в обогащении и обновлении предметных и дидактико-методических знаний и не в простом присоединении к ним социальных, психологических и культурологических знаний, но, прежде всего, в решении следующих задач:

- удовлетворение специфического запроса учителя на практико-ориентированные знания;

- обеспечение развивающего эффекта приобретаемых знаний через реализацию проблемно-методологического подхода, через решение задач, моделирующих реальные практические ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности.

Можно сказать, что содержание программы  нацелено на отражение и разрешение реальных проблем, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей профессиональной деятельности.

Для достижения намеченных целей самообразования мною  решались следующие задачи:

Воспитание культуры оперирования информацией:

- критическое отношение к информации, четкое определение цели использования информации, чтобы она не несла вред обществу и человеку,  многократная проверка достоверности информации, культура методов ее передачи и самовыражения, самоутверждения при использовании информации.

Алгоритм выполнения задачи:

- назначение информации: обогащение общественного сознания и самосознания;

- мотивация: потребность в информации и ее полезность — деловая, политическая, экономическая, научная и т.д.;

- анализ ценности информации: ее значимость, полезность, достоверность;

- прогностичность: предвидение последствий распространения данной информации;

- адресность: комплексная направленность (на какие слои населения и на какие сферы жизни и каким образом может влиять данная информация);

- ораторское, журналистское, педагогическое преподнесение информации, ее апробация среди узкого круга профессионалов, чтобы знать, какие вопросы возникнут в процессе информационного сообщения, как надо отвечать на них.

Формирование  рационального, учебного мышления, научиться  адресности получения и использования информации:

Алгоритм решения задачи:

- концентрация: научиться сосредотачивать мысль на какой-то одной проблеме;

- организация и самоорганизация: подбор необходимой информации по проблеме, полученной из разных источников и соединение с жизненным опытом;

- формулировка ведущей идеи, объясняющей положение дел по проблеме;

- вероятностное объяснение главного в проблеме, ее сильных сторон, слабостей и противоречий;

- прогнозирование развития событий и тенденций в явлении или процессе.

Виды деятельности в  процессе самообразования    

Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали  моему  профессиональному росту как учителя.

- Систематический просмотр определенных телепередач;

- Чтение педагогических периодических  изданий;

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- Организация  внеклассной деятельности по предмету;

- Изучение информационно-компьютерных технологий;

- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

- Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Этапы самообразования

Содержание понятия профессиональной компетентности учителя включает три аспекта качеств и свойств личности:

- профессионально-личностный, связанный с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы;

- профессионально-деятельностный, связанный с развитием личности  и созданием условий для ее саморазвития;

- профессионально-творческий, связанный с готовностью учителя к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением овладеть новыми технологиями.

Такой подход позволяет сформировать модель развития моей профессиональной компетентности в условиях дополнительного педагогического образования как целостную, динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе

отвечаю на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои  потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности.

На  информационно-мотивационном этапе

результатом работы является пробуждение интереса  к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических затруднений.

На проектно-организационном этапе

выстраиваю индивидуальную перспективную программу профессионального развития и саморазвития.

На обобщающем этапе

завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.

Результативность самообразования

Увеличение  количества  учеников, участвующих в различных конкурсах и  выбирающих мои предметы для   их сдачи  в качестве  экзаменов по выбору,  говорит о росте мотивации к изучению предмета.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.