Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Советы молодому учителю

Дата: 20 октября 2019 в 21:49

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Учет особенностей учащихся класса:

  • успеваемость;
  • отношение учащихся к предмету;
  • темп работы;
  • сформированность учебных умений;
  • общая подготовленность учащихся;
  • отношение к разным видам учебной деятельности;
  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
  • общая дисциплина учащихся.

Учет своих индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы;
  • коммуникативность;
  • эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
  • управление восприятием нового учебного материала учащимися;
  • умение преодолеть плохое настроение;
  • уверенность в своих знаниях, умениях;
  • наличие умений импровизации;
  • умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ЭСО.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока

Общие

  1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
  6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
  7. Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
  9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

  1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, последовательно вести их к намеченным целям.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учащихся, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли учащиеся требование.
  5. Пристально следить за откликом учащихся на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учащихся.
  8. Предъявленное требование к учащимся обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
  10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Ошибки, допускаемые начинающим учителем

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися

  • проявление невнимания к одаренным учащимся;
  • проявление невнимания к слабоуспевающим учащимся;
  • предъявление непосильных требований к учащимся;
  • необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
  • нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;
  • проявление фактов грубого обращения с учащимися;
  • стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - учащийся»;
  • неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
  • незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
  • невыполнение данных учащимся обещаний;
  • неоправданная апелляция по мелочам к администрации учреждения;
  • излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
  • жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями

  • неуважение к опыту и мудрости старших;
  • бестактность в обращении со старшими;
  • стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
  • пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
  • неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
  • обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой

  • необъективная оценка результатов работы своих товарищей;
  • отсутствие критического отношения к поведению товарищей;
  • нетребовательность друг к другу;
  • неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).

Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя

  • стремление переложить порученное дело на другого;
  • невыполнение прямых обязанностей;
  • отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
  • недисциплинированность;
  • нарушение норм и правил этикета.

Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе

  • недостаточное знание предмета и методики изложения;
  • неумение управлять своим состоянием;
  • отсутствие навыков общения;
  • неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
  • неумение правильно действовать в различных ситуациях;
  • медленная реакция, рассеянность на уроке;
  • мышечные зажимы, скованность.

Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей

  • самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
  • формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
  • категоричность суждений.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение главного материала, который должен учащийся понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование образовательных задач урока.
  6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
  7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  10. Проверка оборудования и технических средств обучения.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
  13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.
  14. Составление списка учащихся, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
  17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана  

Тема учебного занятия

  1. Дидактическая цель и задачи учебного занятия.
  2. Тип, структура учебного занятия.
  3. Общие методы. Приемы работы учеников.
  4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭСО.

Повторение опорных знаний

  1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
  3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
  4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.

Усвоение новых знаний

  1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
  2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
  3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
  4. Проблемные и информационные вопросы.
  5. Варианты решения проблемы.
  6. Варианты закрепления изученного.

Формирование умений и навыков

  1. Конкретные умения и навыки для отработки.
  2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
  3. Способы «обратной связи».
  4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

Домашнее задание

  1. Что повторять и приготовить к уроку.
  2. Творческая самостоятельная работа.
  3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Основные этапы современного учебного занятия

  • организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащегося  к уроку;
  • проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
  • проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
  • постановка цели и задач урока перед учащимися;
  • организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
  • первичная проверка понимания нового материала;
  • организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
  • творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  • домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
  • подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана:

1 - дата:

2 - номер урока по теме; 
3 - тема урока; 
4 - тип урока; 
5 - триединая задача урока; 
6 - методы обучения; 
7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 
8 - виды контроля знаний и обратной связи; 
9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:

1 - реализация воспитательного потенциала урока; 
2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 
3 - дидактические средства урока; 
4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 
5 - методы закрепления пройденного на уроке; 
6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.