Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

Дата: 30 января 2020 в 10:59

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

<article>

Изображение

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Напутственное слово учителя.
На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
6. Принцип «ненасилия над психикой».
Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

Система подготовки участников олимпиад:
 базовая школьная подготовка по предмету;
 подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
 самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
 целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
 

Изображение

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
 подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
 элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
 использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
 уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
  использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
 наблюдения в ходе уроков;
  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
 оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
 реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
 уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
 Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
 при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
 оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
 предусмотреть возможность отдыха, релаксации
 не превращать работу группы в пустое времяпровождение
 наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
 основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
 читаем книги, журналы
 работаем в Интернете
 общаемся дистанционно
 участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
 нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
 создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
 зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
 зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
 целевое изучение  литературы
 создание опорных схем, таблиц и т.д.
                                                                                                                                                                                    
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
 имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
 имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
 испытывают радость от умственного труда
 для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

Три условных группы одарённости:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Система работы с одарёнными детьми  предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.

Изображение

I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
 проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
 обучение на курсах повышения квалификации;
 подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
 научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
 выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
 изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
 изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
 организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
 знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
 наблюдение за  результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
 проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
 отбор  тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
 предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
 разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
 проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».


Условия успешной работы с одаренными учащимися:

 осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
 создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
 признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
 Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
 Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
 
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
 Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
 Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
 Умение координировать свои действия с действиями родителей.
 Умение консультировать родителей и учащихся.
 Профессиональная зрелость.
 Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
 Эмоциональная стабильность.
 Способность к самоанализу.
 Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
 Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
 
   Методы и средства обучения
  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
 Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
 На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
 Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
 Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.


  Ведущие методы творческого характера:
 - проблемные;
 - поисковые;
 - эвристические;
 - исследовательские;
 - проектные
   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 
 
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
 Учителю-предметнику в работе необходимо:
 Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
 Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
 Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
 
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
 предмет
 дата и время консультаций
 главные рассматриваемые вопросы
 время работы с темой по программе
 фактическое затраченное время
 дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
 невыясненные вопросы
 причины отклонений от сроков.


Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута  учащегося.

ФИО учащегося. Класс  Предмет

 № задания
 Тема
 Что прочитать
 Какие понятия необходимо выучить
  Какие задачи нужно решить.
 Результат выполнения задания


Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
 1.Творческие способности
 Способность рисковать.
 Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
 Гибкость в мышлении и действиях.
 Быстрота мышления.
 Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
 Богатое воображение.
 Восприятие неоднозначных вещей.
 Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки
 Владение большим объемом информации.
 Богатый словарный запас.
 Перенос усвоенного на новый материал.
 Установление причинно- следственных связей.
 Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
 Умение делать выводы.
 Умение интегрировать и синтезировать информацию.
 Участие в решении сложных проблем.
 Организация информации.
 Умение улавливать сложные идеи.
 Умение замечать тонкие различия.
 Чувствительность к противоречиям.
 Использование альтернативных путей поиска информации.
 Анализ ситуаций.
 Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
 Умение предвидеть последствия.
 Умение рассуждать.
 Построение гипотез.
 Применение идей на практике.
 Способность к преобразованиям.
 Критичность в мышлении.
 Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы
 Реалистическая Я-концепция.
 Уважение к другим.
 Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
 Склонность к самоанализу.
 Терпимое отношение к критике.
 Готовность делиться вещами и идеями.
 Настойчивость в выполнении задания.
 Независимость в мышлении и поведении.
 Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
 Соревновательность.
 Чувство юмора.
 Чуткость к анализу нравственных проблем.
 Уверенность в своих силах и способностях.
 Внутренняя мотивация


 Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки
учащихся к предметной олимпиаде

 
Подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов.
Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, не нанося при этом удар по его психологическому и физическому здоровью?»
Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и педагога-психолога.
До недавнего времени, традиционная система школьного обучения опиралась на стандартизированные методы, рассчитанные на «усредненного» ученика, которые не дают возможность уделить должного внимания его индивидуальности.
В процессе подготовки одаренного ребенка необходимо исходить прежде всего от его индивидуальности. Основой данного процесса должна стать выработка у учащегося индивидуального стиля деятельности, который позволяет с одной стороны рассматривать процесс подготовки к олимпиаде, как результат индивидуальной работы учащегося, а с другой – комплексно учитывает его индивидуально-психологические особенности.
Е.А.Климов рассматривал индивидуальный стиль деятельности (ИСД), как своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с требованиями деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, по мнению Е.А.Климова, - это путь достижения оптимальной продуктивности деятельности.
Помочь учащемуся выработать свой индивидуальный стиль деятельности, наполнить деятельность личностным смыслом – задача, которую ставят перед собой педагоги-предметники и педагог-психолог нашей школы в процессе подготовки учащихся к олимпиадам.
Система психолого-педагогического сопровождения учащихся к предметным олимпиадам состоит из следующих этапов:
I. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии.
II. Формирование целей и осознание путей их реализации.
III. Выделение задач и средств.
IV. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.
V. Научная организация труда учащегося.
Остановимся более конкретно на  каждом этапе сопровождения.
I этап. Выработка у учащихся позитивной
мотивационной стратегии.
Целью данного этапа является выделение и осознание уч-ся мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как личностнозначимых. Мотив-предмет, побуждающий и направляющий деятельность учащегося.
 Для определения ведущих мотивов участия учащихся в олимпиаде, я применяю следующие психодиагностические методики:
- психологическое интервью;
- тест-опросник «Мотивация успеха и боязни неудач» (авт. А.А.Реан)
- опросник «Мотивы учебной деятельности»
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху (авт. Т.Элерс).
 Как правило, у учащихся определяется комплекс мотивов различной направленности:
- самореализация («Узнать, на что я способен», «Определить уровень моих знаний»);
- социальные мотивы («Быть лучше остальных. Стать гордостью школы», «Чтобы мною гордились родители», «Сохранить особое отношение учителя. Ведь он вложил в меня столько сил».
- прогностические мотивы («Участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ»);
- мотив направленности на успех или избегание неудач.
 Работа по определению и принятию уч-ся мотивов дает направление и предметный ориентир в развитии деятельности по подготовке и участию в олимпиаде.
II этап. Формирование целей и осознание путей
их реализации.
 Цель – сознательный образ желаемого результата.
 Определение и осознание целей («Что я хочу получить в результате участия в олимпиаде?») происходит в ходе психологического тренинга (техника Псиъхосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела» позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность учащихся.
 Конкретные цели в определенных направлениях учебного предмета определяет учитель-предметник и сам ученик.
 Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.
 Есть правило, которое нужно соблюдать при постановке цели: «Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а нетто, чего не хочешь». Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» - получишь то, что приказал себе.
 В результате у учащихся должны выработаться следующие положения:
1. Что конкретно я хочу от участия в олимпиаде?
2. Насколько этот результат зависит от меня?
3. Какие конкретно люди и как могут помочь мне в этом?
4. Как я собираюсь достичь цели? Мой первый шаг?
5. Если добьюсь своей цели, как изменяется моя жизнь.
III этап. Выделение задач и средств.
 Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом-предметником.
 Психолог на этом этапе проводит индивидуальные консультации по запросам педагога и учащегося.
IV этап. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.
 Цель – выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося.
 Реализация данной цели происходит в ходе участия учащегося в психологическом тренинге Личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию своего «Я».
 Останавливаться подробно на методике и содержании данного этапа не имеет смысла, т.к. в арсенале школьных психологов имеются аналогичные программы тренингов.
 В условиях сложных эмоциональных реакций (а к ним относится олимпиада) у многих учащихся наблюдаются резкие сдвиги в функциях сердца, дыхания и желез внутренней секреции, частота пульса доходит до 130 ударов в минуту, повышается давление до 180 мм. Многие ребята отмечают, что находятся в состоянии страха и тревоги, в отдельных случаях нарушается сон. Некоторые, чтобы успокоиться, принимают искусственные стимуляторы и фармакологические средства, которые после некоторого кратковременного действия приводят к ослаблению функций коры мозга.
V этап. Научная организация труда учащегося.
 Цель – обучить уч-ся наиболее продуктивному способу  научной организации труда, снятие высокого уровня тревожности и профилактика «эмоционального выгорания» перед олимпиадой.
 Данный этап включает в себя:

1. Проведение тестирования «Как ты готовишься к занятиям», «Организованный ли Вы человек», «Совы и жаворонки». Данные тесты помогают определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности уч-ся.
2. Лекции на темы: «Как работать с учебной и научной литературой», «Составление конспекта», «Организуй свое время», «День накануне олимпиады». Данная информация поможет распределить экономию время, средства и силы, избавиться от перегрузок.
3. Тренинговые занятия с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализация эмоционального состояния уч-ся. Данные занятия включают в себя упражнения на самопрезентацию, повышение уверенности в себе; элементы самовнушения и релаксации.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения уч-ся при подготовке к олимпиаде – работа динамичная, комплексная и творческая.
Работа с талантливыми детьми заставляет  педагога-психолога быть в постоянном поиске новых приемов и методов. Но основной принцип в работе с «одаренными» должен, по-моему, стать принцип «Не навреди. Не убей то, что заложено природой. Дай прорасти и расцвести».
Задача взрослых, как педагогического коллектива, так и родителей, создать для ребенка условия, обеспечивающие его личностный рост, по мнению американского психолога Дж.Гауэна «Уютную, безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвратиться, если будет напуган своими открытиями». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации.
Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, наш взгляд, участие школьников в олимпиадах.
Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.
Олимпиады позволяют школьникам, да и учителям тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремиться любой учитель. Олимпиады, на наш взгляд, привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях.
По большинству школьных предметов проводятся внутришкольные, городские, областные, окружные, российские и международные олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9–11-х классов (наряду с этими традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные эвристические олимпиады по всем предметам – от истории и биологии до информатики и математики. Также проводятся олимпиады среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников).
Руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад осуществляется администрацией образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» (приложение 1) и создает все необходимые условия для ее проведения: по представлению методических объединений утверждает жюри олимпиады, выделяет для проведения олимпиады необходимое количество кабинетов, освобождает учителей и школьников-участников олимпиады от занятий, поощряет победителей и учителей их подготовивших и т. д.
Время проведения внутришкольных олимпиад, как правило, жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Внутришкольные олимпиады должны предшествовать олимпиадам городским (районным), поэтому они проводятся чаще всего в первой половине второй учебной четверти. Далее остановимся на опыте подготовки школьников к олимпиадам по биологии.
Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Как показывает наш опыт, процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года. Для подготовки учитель отбирает в каждом классе группу учащихся из 3–5 человек, интересующихся предметом и достигающих наилучших результатов в обучении.
Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка.
Учащимся, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, в какой-то мере по сравнению со школьниками общеобразовательных классов легче подготовиться к олимпиаде, ведь их знания по биологии являются более основательными и глубокими. Эти знания приобретаются школьниками профильных классов не только при изучении основной профильной дисциплины, но и через систему элективных курсов экологического, ботанического и других направленностей, углубляющих или расширяющих тот или иной основной курс биологии. Но следует помнить, что результаты олимпиады подводятся отдельно среди учащихся профильных и традиционных классов. Также необходимо заметить, что иногда на олимпиадах более успешными оказываются школьники из общеобразовательных классов. Это, по нашему мнению, является еще одним доводом в пользу особой подготовительной работы к выступлению старшеклассников на олимпиаде.
Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие здания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета (вопросы истории науки, сложные вопросы биохимии, физиологии человека и животных и др.).
Подготовка школьников к олимпиадам должна осуществляться в школе под руководством учителей. Этот нелегкий труд педагога должен быть должным образом оплачен. Подготовка к олимпиадам и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя).
Задания для внутришкольных олимпиад разрабатываются и утверждаются методическими объединениями учителей-предметников за 2–3 недели до проведения внутришкольной олимпиады. Задания для олимпиад составляются с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных предметных олимпиадах, и требований, предъявляемых к их участникам. Эти требования изложены в учебных пособиях и статьях, приведенных нами в списке рекомендованной литературы.
Вариант олимпиадных заданий для любого класса, по любому предмету включает вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в школе в данном классе. Особенно необходимо соблюдать это требование при составлении заданий для девятиклассников, так как оно направлено против узкой ранней специализации школьников. Победителем школьной олимпиады может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях биологической науки. Так, на одной из школьных олимпиадах вариант заданий для 9-го класса включал вопросы по анатомии и физиологии человека, зоологии, ботанике и охране природы.
Задания школьной олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных, или впервые участвующих в олимпиаде школьников. Наличие в олимпиадных заданиях более легких вопросов считаем обязательным, так как, поставив перед новичками очень сложную задачу, мы рискуем навсегда вселить в них неверие в свои силы со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Сложные вопросы олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей школьного тура олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой биологических знаний.
Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура вытекает из общего характера большинства заданий городского и областного туров олимпиады. Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами науки, навыками абстрактного мышления, умеет ли он думать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников.
Таким образом, главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности. Приведем основные типы заданий, используемые нами при составлении текстов школьных олимпиад:
1) Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;
2) Вопросы с рисунками и схемами;
3) Задачи типа «найди ошибку»;
4) Вопросы на наблюдательность;
5) Вопросы на перечисление;
6)  Вопросы о функциях;
7) Задания на связь строения с образом жизни;
8) Упражнения о способах решения задачи;
9) Задания на сопоставление;
10) Вопросы на глобальные связи;
11) Задания, требующие выдвижения гипотез;
12) Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, они позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.
На основе отчетов о проведении внутришкольных олимпиад, предоставленных председателями методических объединений учителей-предметников, администрация школы обобщает и анализирует итоги этих соревнований школьников, утверждает составы команд на городские олимпиады; оформляет заявки на участие в них.
Победителей внутришкольных олимпиад учителя готовят к городской олимпиаде. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса биологии, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.
Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил школьника-участника олимпиады.
Победители городских предметных олимпиад готовятся для участия в областных олимпиадах. Порядок подготовки школьников к областным олимпиадам остается примерно таким же, как при подготовке к городским олимпиадам, но задания и вопросы, рассматриваемые при этом, являются более сложными. В подготовке учащихся к областным олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет.
Программы подготовки старшеклассников к областным олимпиадам обязательным компонентом включают в себя практическую часть: распознавание микропрепаратов, приготовление тонких срезов из живого и фиксированного материалов с помощью лезвия, зарисовка наблюдаемого микроскопического объекта, определение растений и животных, морфологический анализ и описание биологического объекта, точное описание наблюдаемых явлений, сравнение изучаемых объектов и т. д.
Таким образом, для успешной подготовки школьников к олимпиадам по предметам естественнонаучного цикла требуется наличие соответствующего лабораторного оборудования, его наличие во многом в современных экономических условиях зависит от деятельности администрации школы.
Безусловно, учащиеся старших классов уже имеют определенные навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. Учителю требуется на этом этапе подготовки расширить круг изучаемых биологических объектов, вести работу по выработке у школьника-участника олимпиады точности и скрупулезности в проводимых исследованиях и фиксировании их результатов и, можно сказать, культуры в работе с лабораторным оборудованием.
Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных биологических проблем.
Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

 

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.