Положение
о школе молодого учителя
I. Общие положения
Школа молодого учителя - это коллегиальный орган учреждения образования, который организует свою деятельность для начинающих профессиональный путь учителей.
Цель работы ШМУ:
создание условий для формирования профессиональной компетентности молодых специалистов, их личностно-профессионального развития;
планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающих учителей;
оказание методической помощи в профессиональной деятельности, профессиональном развитии начинающих педагогов;
формирование потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности каждого педагога.
Задачи ШМУ:
обеспечить успешную адаптацию молодых учителей к профессии;
способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма;
содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодых учителей;
пропагандировать педагогическое мастерство опытных учителей, оказывать помощь в совершенствовании знаний в вопросах методики, педагогики, психологии.
ШМУ организуется при наличии трех и более молодых учителей со стажем работы до трех лет. Деятельность ШМУ регламентируется настоящим Положением, утверждаемым руководителем учреждения образования.
II. Организация работы ШМУ.
Возглавляет ШМУ заместитель директора или опытный учитель, как правило, педагогический работник, который:
имеет высшую квалификационную категорию или категорию «учитель-методист»;
имеет высокие результаты профессиональной деятельности;
обладает высокой организационно-методической и коммуникативной культурой;
пользуется авторитетом и уважением среди коллег;
обладает лидерскими качествами.
В состав ШМУ входят молодые педагоги, их наставники, педагог-психолог и учителя, готовые передавать накопленный педагогический опыт.
В рамках работы ШМУ к молодым специалистам может быть прикреплен учитель-наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждения образования, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.
В состав ШМУ входят молодые педагоги, их наставники, педагог-психолог и учителя, готовые передавать накопленный педагогический опыт.
ШМУ организует свою работу в соответствии с планом учреждения образования на текущий учебный год. План составляется руководителем ШМУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания, рассматривается на одном из заседаний. План работы ШМУ подписывается его руководителем.
Заседания ШМУ проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем ШМУ и секретарем.
Между заседаниями:
проводятся индивидуальные консультации по основным вопросам образовательного процесса;
осуществляется совместная деятельность учителя-наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
организуется обмен опытом работы учителей-наставников с молодыми учителями;
осуществляется взаимопосещение учебных занятий и внеучебных мероприятий у молодых учителей и учителей-наставников;
оказывается помощь молодым учителям по вопросам самообразования.
Контроль за деятельностью ШМУ осуществляется заместителем руководителя по основной деятельности в соответствии с планом работы учреждения образования (самоконтроль).
III. Права и обязанности руководителя ШМУ
Руководитель ШМУ обязан:
знакомить молодого специалиста с основными направлениями деятельности педагогического коллектива учреждения образования;
помогать анализировать учебные программы и пояснительные записки к ним;
оказывать помощь (при необходимости) в составлении календарно-тематического плана, в подборе материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, в выборе наглядных пособий и др.;
проводить обучение конструированию учебных занятий и внеучебных мероприятий;
выявлять и устранять затруднения в организации учебных занятий;
посещать учебные занятия молодых учителей с последующим подробным анализом;
контролировать и направлять работу молодых специалистов по самообразованию;
изучать деловые и нравственные качества молодых учителей, их отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности;
личным примером развивать положительные качества молодых специалистов, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодых специалистов.
Руководитель ШМУ имеет право:
запрашивать отчет о результатах педагогической деятельности молодых учителей;
привлекать к работе с молодыми специалистами других педагогических работников учреждения образования.
IV. Права и обязанности молодого учителя.
Молодой учитель обязан:
знать нормативные правовые документы в сфере общего среднего образования;
постоянно работать над повышением профессионального уровня;
совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;
учиться у учителя-наставника профессиональному мастерству;
заниматься самообразованием;
периодически отчитываться о своей работе.
Молодой учитель имеет право:
повышать квалификацию в удобной для себя форме;
участвовать в работе МО по соответствующему учебному предмету и в работе других методических формирований учреждения образования;
принимать участие в конференциях, семинарах, творческих и педагогических мастерских, проводимых на базе учреждения образования;
вносить предложения по совершенствованию работы ШМУ;
защищать профессиональную честь и достоинство.
Документация ШМУ:
приказ руководителя учреждения образования об организации МР;
положение о ШМУ;
план работы ШМУ;
протоколы заседания ШМУ;
банк данных об учителях-наставниках и молодых специалистах;
анализ работы ШМУ.