Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Профориентационная диагностика

Дата: 13 декабря 2016 в 11:11, Обновлено 7 апреля 2017 в 10:13

ЗА ЛЮБОЙ ПОМОЩЬЮ ВЫ ВСЕГДА МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ

К ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ  

НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

Методика «Одно из двух»

(методика Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной)

В методике «Одно из двух» объединены две типологии, ко­торые дополняют друг друга. По Климову, каждый человек со­гласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: «человек», «техника» «природа», «знак», «художественный образ».

По Холланду, профессиональный успех зависит от соот­ветствия профессионального типа человека (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предприниматель­ский, артистический) выбранной профессиональной среде.

В методике сравниваются пары профессий, относящих­ся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову.

Инструкция

Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. По­сле каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В блан­ке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессии поставьте «+». Например, если в паре «Автомеха­ник (Р)» - «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С».

Техника

Автомеханик (Р)

Физиотерапевт (С)

Специалист по защите

ин­формации (И)

Логистик (П)

Оператор связи (0)

Кинооператор (А)

Водитель(Р)

Кассир (С)

Инженер-конструктор (И)

Менеджер по автопродажам (П)

Авиадиспетчер (0)

Дизайнер сайтов и компьютер­ных программ (А)

Природа

Ветеринар (Р)

Эколог(С)

Биолог-исследователь (И)

Фермер (П)

Лаборант (0)

Дрессировщик (А)

Агроном (Р)

Санитарный врач (С)

Селекционер(И)

Заготовитель сельхозпродуктов (П)

Санитарный инспектор (0)

Ландшафтный дизайнер (А)

Человек

Массажист (Р)

Воспитатель (С)

Преподаватель (И)

Предприниматель (П)

Администратор (0)

Режиссер театра и кино (А)

Официант (Р)

Врач (С)

Психолог (И)

Торговый агент (П)

Страховой агент (0)

Хореограф (А)

Искусство

Ювелир-гравер (Р)

Журналист (С)

Искусствовед (И)

Продюсер (П)

Редактор (0)

Музыкант (А)

Дизайнер интерьера (Р)

Экскурсовод (С)

Композитор (И)

Арт-директор (П)

Музейный работник (0)

Актер театра и кино (А)

Знаковая система

Верстальщик (Р)

Гид-переводчик (С)

Лингвист(И)

Антикризисный управляющий (П)

Корректор (О)

Художественный редактор (А)

Наборщик текстов (Р)

Юрисконсульт (С)

Программист (И)

Брокер(П)

Бухгалтер(О)

Литературный переводчик (А)

Обработка результатов

Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8-10 - ярко выраженный тип; 5-7 - средне выраженный тип; 2-4 - слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов ука­зывает на отношение к одному из шести типов.

Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений. Их руками создан окружающий нас предметный мир. Люди реалистиче­ского типа настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традицион­ных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противополож­ный тип - социальный.

Интеллектуальный тип. Людей этого типа отличают неза­висимость, оригинальность мышления, аналитические способ­ности, умение формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, выдвигать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие сво­боду для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип - предпринимательский.

Социальный тип. Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультиро­ванием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, ориен­тированы на социальные нормы, способны понять эмоциональ­ное состояние другого человека. Для них характерны развитая речь, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Близкие типы: артистический и предприниматель­ский. Противоположный тип - реалистический.

Офисный тип. Люди этого типа склонны к работе, связан­ной с обработкой и систематизацией информации, предостав­ленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккурат­ностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную де­ятельность. Склонны к работе, не связанной с широкими кон­тактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип - артистический.

Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, са­мостоятельно принимают решения, социально активны, гото­вы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общать­ся. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип - исследовательский.

Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, не­зависимы в принятии решений, редко ориентируются на со­циальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают про­фессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуаль­ный и социальный. Противоположный тип - офисный.

«Определение типа мышления»

(методика Дж. Брунера в модификации Г.В. Резапкиной).

Инструкция.

Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ве­дущий тип мышления, т. е. индивидуальный способ обработки информации.

Если Вы согласны с высказыванием, поставьте в бланке «+», если нет — «—».

Бланк

П-Д

А-С

С-Л

Н-0

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1.Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3.Я люблю читать книги.

4.Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.Я люблю играть в шахматы.

8.Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в пись­менной форме.

9.Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10.Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.Мне нравится все делать своими руками.

12.В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.Я придаю большое значение сказанному слову.

14.Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15.Разнообразные увлечения делают жизнь человека бога­че и ярче.

16.При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.Мне интересна работа ведущего теле-, радиопрограмм, журналиста.

19.Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20.Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21.Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22.Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.Меня восхищает точность и глубина некоторых стихо­творений.

24.Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26.Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.Я понимаю красоту математических формул.

28.Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.Мне интересно было бы расшифровать значение древ­них символов.

33.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.Я понимаю красоту природы и искусства.

35.Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.Мне нравится работа, требующая физической активности.

37.Я легко запоминаю формулы, символы, условные обоз­начения.

38.Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Число баллов в колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0—2 — низкий, 3—5 - средний, 6—8 — высокий).

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они облада­ют хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реали­зовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обла­дают многие люди науки - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким ти­пом мышления могут усваивать информацию с помощью ма­тематических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis -словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мыш­лению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Креативность (К) - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи, открытость ума но­вому и необычному, независимость и личная увлеченность, раз­витое эстетическое чувство, стремление к красоте, уверенность в своих способностях и сила характера.

Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, от­личающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления - встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышле­ния. Для многих профессий необходимо сочетание разных ти­пов мышления. Такое мышление называется синтетическим.

Опросник профессиональных склонностей

 (методика Л. А. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной)

Инструкция

Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов.

При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех ва­риантов - «а», «б» или «в» - и отметьте его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

1

А

Б

В

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

А

Б

В

8

А

Б

в

9

А

Б

В

10

А

Б

В

11

А

Б

В

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

А

Б

В

23

А

Б

В

24

А

Б

В

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а)      общаться с самыми разными людьми;

б)      снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т. д.;

в)      заниматься расчетами; вести документацию.

2.В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а)      возможность следить за ходом мыслей автора;

б)      художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в)      сюжет, действия героев.

3.Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а)      за общественную деятельность;

б)      в области науки;

в)      в области искусства.

4.Я скорее соглашусь стать:

а)      механиком;

б)      спасателем;

в)      бухгалтером.

5.Будущее людей определяют:

а)      взаимопонимание между людьми;

б)      научные открытия;

в)      развитие производства.

6.Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а)      созданием дружного, сплоченного коллектива;

б)      разработкой новых технологий обучения;

в)      работой с документами.

7.На технической выставке меня больше привлечет:

а)      устройство экспонатов;

б)      их практическое применение.

в)      внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8.В людях я ценю прежде всего:

а)      дружелюбие;

б)      смелость;

в)      аккуратность.

9.В свободное время мне хотелось бы:

а)      ставить различные опыты, эксперименты;

б)      писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в)      тренироваться.

10.В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

а)      возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б)      экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, гор­ные лыжи);

в)      деловое общение.

11.Мне интереснее беседовать о:

а)      человеческих взаимоотношениях;

б)      новой научной гипотезе;

в)      технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12.Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а)      технический;

б)      музыкальный;

в)      спортивный.

13.В школе следует обратить особое внимание на:

а)      улучшение взаимопонимания между учителями и уче никами;

б)      поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в)      укрепление дисциплины.

14.Я с большим удовольствием смотрю:

а)      научно-популярные фильмы;

б)      программы о культуре и искусстве;

в)      спортивные программы.

15.Мне хотелось бы работать:

а)      с людьми;

б)      с машинами и механизмами;

в)      с объектами природы.

16.Школа в первую очередь должна учить:

а)      общению с другими людьми;

б)      навыкам работы;

в)      навыкам планирования своей жизни.

17.Главное в жизни:

а)      иметь возможность заниматься творчеством;

б)      вести здоровый образ жизни;

в)      тщательно планировать свои дела.

18.Государство должно в первую очередь заботиться о:

а)      защите интересов и прав граждан;

б)      достижениях в области науки и техники;

в)      материальном благополучии граждан.

19.Мне больше всего нравятся уроки:

а)      труда;

б)      физкультуры;

в)      математики.

20.Мне интереснее было бы:

а)      заниматься сбытом товаров;

б)      изготавливать изделия;

в)      планировать производство товаров.

21.Я предпочитаю читать статьи о:

а)      выдающихся ученых и их открытиях;

б)      интересных изобретениях;

в)      жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов

22.В свободное время я люблю:

а)      читать, думать, рассуждать;

б)      что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в)      ходить на выставки, концерты, в музеи.

23.Больший интерес у меня вызовет сообщение о:

а)      научном открытии;

б)      художественной выставке;

в)      экономической ситуации.

24.Я предпочту работать:

а)      в помещении, где много людей;

б)      в необычных условиях;

в)      в обычном кабинете.

Обработка результатов

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов - это шесть видов деятельности

Интерпретация результатов

  1. — Склонность к работе с людьми.

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспи­танием, обслуживанием (бытовым, медицинским, информа­ционным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый эмоциональный интеллект.

  1. — Склонность к исследовательской деятельности.

Профессии, связанные с разработкой новых идей и техно­логий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, са­мостоятельность и гибкость мышления.

  1. — Склонность к практической деятельности.

Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техни­кой; изготовление изделий. Требования к профессионалу: тео­ретические знания, практические навыки, сила, выносливость.

IV — Склонность к эстетическим видам деятельности.

Творческие профессии, связанные с изобразительной, му­зыкальной, литературно-художественной, актерско-сцени­ческой деятельностью, требуют наличия специальных спо­собностей (музыкальных, литературных, актерских и др.).

V — Склонность к экстремальным видам деятельности.

Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедици­ями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физи­ческая подготовка, смелость, самоотверженность.

VI — Склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Профессии, связанные с расчетами и планированием, дело­производством, анализом и преобразованием информации лю­бого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, испол­нительность, ответственность.

Опросник «Определение типа будущей профессии»

(методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция

В бланке рядом с номером высказывания поставьте « + », если этот вариант Вам подходит.

П

Т

З

И

Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными.
  2. Могу подолгу что-нибудь мастерить.
  3. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить.
  4. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
  5. Легко знакомлюсь с людьми.
  6. Охотно читаю о растениях, животных.
  7. Мое техническое творчество обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
  8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
  9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности.
  10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми.
  11. . Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными.
  12. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.
  13. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
  14. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
  15. Легко улаживаю разногласия между людьми.
  16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных.
  17. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
  18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
  19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно).
  20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
  21. Охотно наблюдаю за растениями или животными.
  22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
  23. Без особого труда усваиваю иностранные языки.
  24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
  25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

Обработка результатов

По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наиболь­шая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип про­фессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), 3 (знаковая система), И (искусство), Ч (человек).

4-5 баллов - выраженный интерес;

2-3 баллов - умеренный интерес;

1 баллов - отсутствие интереса.

Интерпретация результатов:

К первой группе «Человек—Природа» относятся профессии, направленные на объекты живой и неживой природы. Здесь главный, ведущий предмет труда - природа. Исследование, из­учение и использование природных ресурсов, уход за животны­ми и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельно­сти. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Биологические объекты сложны, из­менчивы, нестандартны, для успешной работы с ними важна интуиция, заботливость, инициативность и самостоятельность.

Ко второй группе «Человек—Техника» относятся профес­сии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуата­цией любой техники - от космических ракет и компьютеров до наковальни и кузнечного молота. Здесь главный, ведущий предмет труда - техника.

Для достижения успеха в таких профессиях нужен техни­ческий склад ума, творческие способности, точность, склон­ность к конкретным действиям.

Поскольку технические объекты практически всегда созда­ются самим человеком, в мире техники имеются особенно широ­кие возможности для новаторства, выдумки, технического твор­чества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

К третьей группе «Человек—Человек» относятся профессии, которые связаны с общением с людьми. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Эти профессии требуют терпения, чуткос­ти и ответственности, умения контролировать свои эмоции.

Для успешного овладения такими профессиями важно уметь и желать активно взаимодействовать с людьми, любить общать­ся. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять.

К четвертой группе «Человек—Знаковая система» относят­ся профессии, связанные с работой с документами, текстами, цифрами, различными базами данных, математическими вы­кладками и т. п. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности ин­формации в нашей жизни зависит многое. Для такой работы важны пунктуальность, скрупулезность, усидчивость, анали­тический склад ума.

К пятой группе «Человек—Искусство» относятся профес­сии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-­художественной, актерско-сценической деятельностью. Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, спо­собы его построении

Как правило, подобные профессии подразумевают творче­скую работу, для их овладения важны соответствующие способ­ности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет готовых, шаблонных способов решения возникающих проблем.

Методика, которую вы только что выполнили, направлена на выявление ваших профессиональных склонностей к предмету труда. Предмет труда - это то, на что направлена работа, которая вам наиболее привлекательна.

Найдите в своих результатах наиболее ярко выраженные области по предмету труда. Если нет ярко выраженной области, скорее всего, это связано с тем, что не хватает знаний о профес­сиях. Существует около 40 000 профессий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.