В гимназии в 2018-2021 г. был реализован
Инновационный проект
"Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования"
Цель инновационного проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметных компетенций.
Задачи инновационного проекта:
1.Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся 5-6 и 7 – 9 классов.
2.Разработать диагностическое обеспечение модели формирования комплекса предметных и метапредметных компетенций.
3.Выявить особенности процесса формирования метапредметных компетенций обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам.
4.Создать технологическое и методическое обеспечение модели.
5.Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели.
Ведущая идея заключается в следующем:
формирование метапредметных компетенций обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, со-бытийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) ориентация на становление субъектности обучающихся, прирастающая (от пятого к девятому классу) учебная самостоятельность обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) обеспечение метапредметной составляющей содержания образования; 5) создания технологического обеспечения образовательного процесса, представленного субъектно-ориентированными технологиями, социо-игровыми, эвристического обучения, информационно-компьютерными, исследовательскими, проектными, кейс-технологиями, интерактивными, кооперативного обучения, рефлексивными, проблемного обучения; формирования умственных действий, формирования научных понятий, основанными на использовании моделей и схематических изображений, а также технологиями более узкого «функционального спектра» бриколаж, продуктивная неудача, кроссенс;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружения обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности, различающиеся по своему содержанию и характеру: игровая, учебная, исследовательская, общение, трудовая, социально-полезная, личностно-развивающая, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая, гражданско-патриотическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, природоохранная.