Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Дата: 6 января 2021 в 10:53, Обновлено 16 февраля в 15:53
Автор: Муха Н. В.

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ      

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ,

УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РОЗЫСКА

1. Действия педагогических работников, направленные на

профилактику самовольных уходов

1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.

1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.

1.3. Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП, и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими  учреждение образования по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.

1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.

1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в КДН администрации по территориальности о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.

2.Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска.

2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода

несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно

информируют руководителя учреждения образования и заместителя по учебно-воспитательной работе.

2.2. При обращении законного представителя несовершеннолетнего по факту самовольного ухода ребёнка из семьи оказывают ему помощь в написании заявления в Речицкий РОВД.

3. Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.

3.1. По каждому факту самовольного ухода учащегося проводят

педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты

педагогического расследования в виде заключения.

3.2. В течение 7 рабочих дней направляют в отдел образования, спорта и туризма, КДН заключение по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по его реабилитации и предупреждению повторного самовольного ухода.

3.3. Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с

несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.

Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования или из  семьи.

I. Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

1.1.  Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.

В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования.

Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода  по телефону сообщает в дежурную часть территориального  РОВД, после чего лично обращается с письменным заявлением.

В случае самовольного ухода  несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном  учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в   органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем.

Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода,  принятые меры по его розыску и их результаты, обстоятельства и возможные причины ухода.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.

1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;

1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;

1.4.  при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;

1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;

1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу  несовершеннолетнего;

1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

1.8. при повторном уходе несовершеннолетнего из семьи, учреждения образования следует проинформировать врача – психиатра учреждения здравоохранения.

1.9. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;

1.10.  отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и  ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в главное управление образования облисполкома  с комплексом профилактических мер.

II. Порядок действий должностных лиц органов внутренних дел при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

2.1.розыскные мероприятия осуществляются сотрудниками органами внутренних дел  в соответствии ведомственными нормативными документами;

2.2. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в   комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН)  ежеквартальную информацию о самовольных уходах несовершеннолетних и их причинах, а также о принятых мерах по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;

2.3. при выявлении ненадлежащего выполнения или невыполнении родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обращаются в отдел образования, спорта и туризма с ходатайством о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении;

2.4. сотрудник органа внутренних дел в течение 10 суток направляет  в КДН по месту проживания ребенка копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо информацию, материалы проверок в отношении несовершеннолетних, допустивших факты самовольных уходов, а также материалы проверок по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних для проведения с ними профилактической работы с целью недопущения фактов самовольного ухода  в дальнейшем;

2.5. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД, проводивший проверку по материалу безвестного исчезновения ребенка, в обязательном порядке направляет по месту учебы несовершеннолетнего предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетним правонарушений;

2.6. в случае выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком, нанесения телесных повреждений сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД документирует данные факты, докладывает руководству ОВД, при необходимости привлекает родителей (и иных лиц) к ответственности, в соответствии с законодательством;

2.7. сотрудники правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД ежеквартально информируют отделы образования, спорта и туризма районных (Речицкого городского) исполнительных комитетов о подростках, безвестно исчезнувших, в том числе о совершении ими противоправных деяний, для проведения индивидуально профилактической работы;

2.8.  УОПП УВД Миноблисполкома ежеквартально информирует управление образования облисполкома о подростках, безвестно исчезнувших, для организации подведомственного контроля за проведением профилактической работы на местах и  КДН облисполкома для обеспечения координации государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних.

III. Порядок действий должностных лиц комиссии по делам несовершеннолетних при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

3.1. сотрудник КДН регистрирует материал с предложениями, поступивший из территориальных   РУ-ГО-РОВД;

3.2.  КДН рассматривает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и устанавливает причины и условия совершения самовольного ухода, проводят анализ результативности предупредительной работы. При необходимости принимают меры воздействия к несовершеннолетнему, самовольно ушедшему из семьи, учреждения образования, и к родителям, допустившим самовольный уход;

3.3. КДН принимает постановление (решение) о проведении индивидуально-профилактической работы с самовольно ушедшим несовершеннолетним и направляют соответствующие решение (постановление) для исполнения субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3.4. КДН рассматривает на заседании информацию о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, поступившую от органов внутренних дел, руководителей учреждений образования;

3.5. в случае повторного ухода несовершеннолетнего,  а также совершения им после ухода административных правонарушений или уголовных преступлений, рассматривает на заседании КДН вопрос об эффективности организации индивидуально-профилактической работы с данным несовершеннолетним, при необходимости  вносит органам системы профилактики представление об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.