РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам?
1. Если накануне экзамена учащийся постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают учащемуся готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
2. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
3. Используйте при подготовке такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
4. Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
5. Помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности.
6. Помогайте избегать ошибок.
7. Поддерживайте при неудачах.
8.Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
9. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребёнка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
10. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе
1. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
2. Школьные столы должны соответствовать возрасту учащихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
3. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
4. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто- фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.
Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена
1. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
2. Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать учащихся.
3. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
4. Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
6. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.